Суккубрик (Mia, my Mia)

Nov 16, 2017 17:35





Лекарство от здоровья / A Cure for Wellness (2016)

Режиссёр: Гор Вербински   В ролях:  Дэйн ДеХаан,   Джейсон Айзекс,   Миа Гот,   Селия Имри,   Адриан Шиллер,   Иво Нанди,   Гарри Гронер

Сделать тонкую и одновременно смешную киношную пародию - редкий дар. Если в простенькой комедии лукавый режиссёр умудряется показать двойное, а то и тройное дно, то этакого умельца впору заносить в красную книгу и всячески оберегать. Хрестоматийный пример "ларца с секретом" - сцена из первого «Голого Пистолета» Дэвида Цукера, где Лесли Нильсен барахтается на арке небоскрёба, уцепившись за причиндалы каменной статуи.

Первый уровень восприятия. Это действительно смешно, без всяких там постмодернистских выкрутасов.

Второй уровень восприятия. Далее герой Нильсена вваливается в комнату к легко одетой даме, размахивая оторванным каменным фаллосом и дико вращая глазами. Это есть не что иное, как отсылка к сцене из «Заводного Апельсина» Стэнли Кубрика, где Малкольм Макдауэлл раскроил черепушку любительнице современного искусства как раз-таки гигантским срамным удом.

Третий уровень восприятия. Ту самую легко одетую даму сыграла Лорали Харт, её предыдущей ролью была женщина-кошка в фильме «Оргия Мёртвых» / Orgy of the Dead (1965), извращённом трэш-карнавале по сценарию самого Эдварда Вуда-мл. Нужно сказать, что культовый статус эта картина приобрела значительно позже, а на момент выхода «Пистолета» считалась напрочь забытым курьёзом, представляющим интерес лишь для самых отъявленных коллекционеров всяческой экзотической дичи.

Для Лорали Харт «Оргия» была первой ролью в кино. Вероятно, опыт общения с режиссёром по фамилли Апостолофф оказался настолько ярким, что на протяжении двадцати с лишним лет она приходила в себя, восстанавливала нервную систему и за километр обходила киношные площадки.

И вот легендарное трио американских пересмешников Цукер-Абрахамс-Цукер вытаскивают даму из небытия и дают ей небольшую, но яркую роль в своём фильме. История эта не имеет хеппи-энда: Голливуд не поддержал цукеровский почин и фильмография актрисы пополнилась лишь на один пункт - она мелькнула в третьей части всё того же «Голого Пистолета» (сцена в супермаркете) и на этом с кино окончательно завязала.

Ну а братья Цукеры и их престарелый талисман Лесли Нильсен продолжили с особым цинизмом троллить американскую фабрику грёз. Среди прочего они надругались и над мёртвой девочкой Самарой, имевшей привычку раз в неделю вылезать из телевизора и сокращать народонаселение Соединённых Штатов Америки.

История про видеокассету-убицу и нимфетку-утопленницу была придумана и снята японскими энтузиастами, имела шумный успех и, естественно, тут же привлекла к себе пристальное внимание голливудских продюссеров. Ремейк доверили снимать Гору Вербински и он достойно справился с поставленной задачей - американский «Звонок» получился совсем не хуже японского оригинала.

Так же на счету Вербински имеется ехидный «Мексиканец», примечательный, помимо прочего, тем, что на момент выхода (2001 год) это был всего лишь второй фильм в биографии Джулии Робертс, который можно смотреть без содрогания (первым был «Pret-a-Porter» Роберта Олтмена, чуть позже вышли содерберговские «Друзья Оушена»).

Широким народным массам товарищ Гор люб тем, что снял первые три части «Пиратов Карибского Моря» и тем самым перезапустил забуксовавшую карьеру Джонни Деппа. И, что характерно, тот же Вербински своим «Одиноким Рейнджером» (2013) чуть не вытолкал всеобщего любимца-бармалея обратно в герои арт-хауса и фестивального кино.

Взяв паузу в несколько лет, Гор Вербински решил вернулся к истокам. При этом новый его фильм «Лекарство от здоровья», даром что проходит по ведомству хорроров, вряд ли приглянётся фанам «Техасской резни бензопилой» и «Реаниматора». Вместо сумасшедших клоунов-убийц и плахи с топорами здесь битый час показывают закрытую частную лечебницу, бассейн, пилюли, микстуры и оздоровительную гимнастику - ну куда это годится?

Вербински заходит в подземелье страха через другую, редко открывающуюся дверь. Неторопливый ритм (иногда слишком уж неторопливый - хронометраж ленты вплотную подбирается к отметке в два с половиной часа), атмосфера кафкианского зазеркалья, метафизика пустых коридоров, нарочитые отсылки к маэстро Кубрику (а заодно и «Экзорцисту», с «Полётом над гнездом кукушки») - казалось бы, для фильма с такими исходными данными можно заранее бронировать почётное место на полке «Современная Классика Хоррора».




Однако что-то идёт не так. Чем ближе финал, тем сильнее чувство, что раннюю бронь, скорее всего, придётся отменять. Последние сорок минут кажутся мучительно лишними - вместо нового Кубрика начинается какой-то мутный балаган с менструацией, инцестом, гигантскими угрями-людоедами, столетним злодеем-бароном, сдиранием лица наживую и тому подобными трэш-аттракционами.

Как справедливо заметил временно ослепший боксёр Артём Колчин: "Блин! Чего-то мы, по-моему, переборщили".

Что Вербински безусловно удалось, так это угадать с главными героями. Дэйн ДеХаан напоминает измождённого Лео Ди Каприо, с головой нырнувшего в пучину нервного срыва (что, в свою очередь, заставляет вспомнить скорцезевский «Остров Проклятых»). Джейсон Айзекс хорош в роли главврача элитной спецклиники, из которой ещё никто не вышел живым.

Стоит так же добавить, что съёмки проходили большей частью в Германии, и второстепенные роли медсестёр и санитаров сыграли очень фактурные немцы (один из них ранее снимался в х/ф «Матч» с Сергеем Безруковым и Елизаветой Боярской - является ли это событие ярчайшей страницей в его актёрской биографии или постыдным недоразумением, пусть каждый решает для себя сам).

Ну и конечно же, главное украшение картины, «то ли девочка, то ли видение» Миа Гот. Она любит гулять босиком в одиночестве - совсем как Хлоя Грейс Морец в американской версии шведской саги «Låt den rätte komma in». Она спокойно идёт по самому краю высоченной крепостной стены - совсем как Шарон Тэйт в «Eye of the Devil». Она входит в кадр в короткой ночнушке - совсем как Линда Блэр в ... Хотя тут стоп, дальше лучше не продолжать.

Миа красива какой-то особенной, болезненно-странной красотой. Одна из лучших сцен фильма - её угловатый неуклюжий танец в баре под неторопливый дойче рэп «Spliff» от коллектива Bilderbuch. Удивительно, но факт - с одинаковым успехом эта девушка могла бы стать музой таких антиподов, как Ингмар Бергман и Жан Роллен (к слову, она много и легко раздевается в своих фильмах, так что пример Ролленом - ни разу не натяжка).

Одним из первых этот самородок заметил Ларс фон Триер. Во второй части «Нимфоманки» Миа разбила сердце Шарлотты Генсбур, а потом с изощрённым цинизмом надругалась над её чувствами (справить нужду на избитую экс-возлюбленную это несколько too much, впрочем здесь все вопросы к товарищу Ларсу и его богатому внутреннему миру).

Потом были короткометражка «Барахольщик» и полный метр «Специалист по выживанию» - обе картины сняты одним режиссёром и посвящены тяжелым будням постапокалиптического мира. Фильмы получились сильно на любителя, это такой суровый немногословный арт-хаус, где много крови, почвы и обнажёнки. При этом цель напугать или возбудить зрителя режиссёр по фамилии Финглтон перед собой явно не ставил.

Можно ещё упомянуть её роль в британском детективном сериале «Валландер», снятом по книгам шведа Хеннинга Манкеля и являющимся в некотором роде анти-«Шерлоком». Миа появилась в эпизоде «Урок любви» (вторая серия четвёртого сезона) - одном из самых богатых на события и уж точно самом пронзительном во всём сериале.

Полтора часа экранного времени вмещают в себя пропажу пенсионерки из дома престарелых, труп в придорожной канаве, историю тридцатилетней давности про советские субмарины возле берегов Швеции, штаб-квартиру байкеров на отдалённой ферме, Ингеборгу Дапкунайте в роли пианистки из Латвии по фамилии Лиепа, и, наконец, финальный выход Мии в роли голосующей автостопщицы на ночной дороге - то ли испуганной беглянки Джульетты, то ли шведской Меллори Нокс.

Был ещё «Эверест» исландца Балтасара Кормакура (всё-таки везёт девушке на скандинавов), там у Мии небольшая роль дочери Джоша Бролина. Одним из следующих её проектов заявлен ремейк легендарной «Суспирии» Дарио Ардженто. Если фильм окажется удачным, то вполне вероятно, что в ближайшее время глазищи Мии Гот будут гипнотизировать массы со всех глянцевых обложек.

P.S. Ну а то, что у девушки муж когда-то снимался в «Трансформерах» (прости Господи), так у всех свои недостатки. Может быть, он человек хороший, и регулярно переводит старушек через дорогу. Кто ж его, супостата американского, разберёт?

Доктор Уильям С. Верховцев



Гор Вербински, Ларс фон Триер, Миа Гот, Доктор Уильям С. Верховцев, Фильмы, Стэнли Кубрик

Previous post Next post
Up