Phew (1981)

Apr 17, 2017 12:12



01   Closed   3:16

02   Signal   4:31

03   Doze   5:17

04   Dream   3:21

05   Mapping   3:46

06   Aqua   3:53

07   P-Adic   3:34

08   Fragment   4:00

09   Circuit   1:37

*    *    *    *    *    *    *    *    *    *

Music By - Phew   Holger Czukay   Jaki Liebezeit   Conny Plank

Edited By - Conny Plank   Holger Czukay

Engineer - Conny Plank

Producer - Conny Plank   Holger Czukay   Jaki Liebezeit   Phew   Yoshitaka Goto

*    *    *    *    *    *   *    *    *    *

Белый Обелиск

Кто из нас, стоя у карты, не мечтал: хорошо бы поехать на Кавказ, в Арктику, в Антарктиду, в пустыню Каракум, или, например, в Кёльн.

Владимир Сорокин,  "Сердца Четырёх"

"Развлечение не является целью этих циклов" - такое предупреждение предваряло серию авангардных представлений Йоко Оно и Ла Монте Янга в Нью-Йорке середины шестидесятых.

Джон Кейл, игравший у Ла Монте в Theatre of Eternal Music, перенёс этот девиз в The Velvet Underground, и знатно проехал по ушам слушателей в шумовом манифесте Sister Ray. Кейловский соратник Лу Рид описал эту песню так: "Вся эта история - о том, как кучка драг-квинс притаскивают к себе домой каких-то моряков, упарываются героином и устраивают оргию, пока не приходит полиция".

Кейл ушёл из Velvets в 1968-м, вместе с ним из группы окончательно испарилась аура Divine Madness. Пробоины в борту, оставшиеся после ухода Нико, Энди, а теперь и гениального валлийского альтиста-многостаночника, ремонту не поддавлись. В 1970-м шхуна капитана Рида окончательно села на мель.

К тому времени тотем священного безумия покинул Нью-Йорк и переехал в немецкий город Кёльн. Именно здесь группа оголтелых музыкальных мичуринцев додумалась скрестить авангардные эксперименты Штокхаузена, находки The Velvet Underground, психоделию и минимализм. В результате на свет появился многонациональный гибрид под названием CAN (Communism Anarchism Nihilism).

Ответка нью-йоркским чемберленам не заставила себя ждать - двадцатиминутная Yoo Doo Right с первого альбома Can в оригинале длилась шесть - ш е с т ь - часов. Впавшие в коллективный транс участники группы продолжали безостановочно долбить монотонный ритм даже после того, как солист махнул на всё рукой и закончил вокальную партию.

Как уже было сказано, развлечение не является целью этих циклов.

Хольгер Шукай и Яки Либецайт отвечали за ритм-секцию на всех альбомах Can первой половины семидесятых. Позже Шукай слегка отошёл в тень, отдав бас-гитару в мускулистые чёрные руки Rosco Gee, а сам сосредоточился на студийных спецэффектах, микшировании и доведении музыки Can до ума (ну или высокой степени безумства, тут уж кому как нравится).

По части безумств жители страны восходящего солнца дадут сто очков форы многим, если не всем. Когда-то АК Троицкий говорил, что Япония - абсолютный лидер по числу музыкальных эксцентриков, новаторов и фриков на душу населения. Сложно сказать, Хиросима ли тому виной, театр кабуки или самурайский склад характера, но факт остаётся фактом - ткни в любой топ самых лютых нойзовиков, экстремалов-авангардистов или металлюг, и обязательно попадешь в какого-нибудь азиатского камикадзе.

Затевая новый немецко-японский проект, Шукай с Либецайтом знали на что идут - десятью годами ранее именно они нашли для Can вокалиста Дамо Сузуки. Бракосочетание германского триумфа воли с раскосым голосом господина Сузуки было освящено психоделическими небесами, теперь пришла пора добавить новый причудливый восточный иероглиф в пухлые досье немецких психонавтов.


Konny Plank & Holger Czukay  1980

Хироми Моритани, она же Phew, в конце семидесятых пела в Aunt Sally, экспериментальной группе с резким неуютным саундом и короткой дискографией. Впрочем, слово "пела" несколько условно. Самобытную вокальную манеру Phew можно сравнить, например, с Йоко Оно. То есть, для того чтобы искренне получать удовольствие от подобной голосовой эквилибристики, нужно быть либо Джоном Ленноном, либо японцем, либо человеком с очень специфическим музыкальным вкусом.

Придётся ещё раз напомнить - развлечение не является целью этих циклов.

Четвёртый участник записи - знаменитый немецкий продюссер Конни Планк. Серый кардинал краут-рока и отец родной для многих музыкантов Neue Deutsche Welle, он работал с Kraftwerk, Ингой Хумпе, Les Rita Mitsouko и Брайаном Ино. В 1980-м Планк, Шукай и Либецайт запустили карьеру Phantom Band, а спустя год познакомили Европу с японской фурией Хироми Моритани.

Изначально альбом Phew задумывался как продолжение музыки Can другими средствами. В итоге что-то пошло не так - место нового Can заняли полуобморочные танцы на холодном снегу и голос панкующей Чио Чио Сан, прорывающийся сквозь монотонное жужжание синтезаторов.

Лозунг Industrial Music for Industrial People, продвигаемый в жизнь экстремалами Throbbing Gristle, на короткое время покорил немолодых немецких стереозольдат. Устраивать банальные танцульки им было не по чину. Ветераны расправили плечи, засучили рукава и полезли в погреб за обрезом.

Ладно, ладно, детки, дайте только срок

Будет вам и белка, будет и свисток!

Кёльнские умельцы калёным железом выжгли из музыки Phew всю поп-составляющую и принесли мелодику и танцевальность новой волны на жертвенный алтарь индастриала и авангарда.

Самая мощная вещь на пластинке - Signal во многом предвосхищает шум и ярость сибирского панка восьмидесятых (Янка, Егор и т.д.) и одновременно шлёт сигналы в девяностые. Там эти сигналы перехватила исландская радистка Бьорк Гудмундсдоттир и конвертировала их в Human Behaviour, одну из знаковых песен последнего десятилетия двадцатого века.

Примечательны так же две песни, сделанные под сильным влиянием Нико. Скупая клавишная капель и радиопомехи, укутывающие голос Хироми Моритани в сонной элегии Dream, напоминают о лиричной стороне фрау Паффген. Те же, кто любит Нико периода The Marble Index (1969) и The End... (1974) сразу узнают знакомые интонации в коматозной мантре Doze.

Обложка пластинки Phew белая, словно кимоно воина, вставшего на Млечный Путь Самурая. Эта ослепительная белизна - всего лишь фон, на котором Яки Либецайт, Хольгер Шукай, Конни Планк и Хироми Моритани сосредоточенно, страница за страницей, пишут своё индустриальное Хакагурэ.

Им не нужны советы и пожелания посторонних, ведь развлечение не является целью этих циклов.

Доктор Уильям С. Верховцев


Holger Czukay    Jaki Liebezeit    Phew    Conny Plank

Доктор Уильям С. Верховцев, Джон Кейл, can, Владимир Сорокин, Яки Либецайт, Хольгер Шукай, the velvet underground, Музыка

Previous post Next post
Up