Опубликовано в журнале "МК Бульвар" №46 (130), ноябрь 1999 г.
Забавно - те самые обеспеченные "свиньи" к которым в душном августе 69-го ввалились стажёры Мэнсона с ножами в руках и со словами "Анна-ванна, наш отряд хочет видеть поросят" на устах - они же теперь первые и поднимают голос в его защиту. Так потенциальные жертвы Юрия Деточкина кричали на суде: "Он хороший человек и отличный работник! А вы не знаете, так молчите!"
Само собой разумеется, что Чарли служит ориентиром для Мэрилина Мэнсона и Трента Резнора - главных на сегодня клоунов своевременно проплаченной контркультуры. Однако какие бесы вошли в Селин Дион, которая вдруг обернулась страстной поклонницей Ч.М. и его скорбных дел? Скоро, очевидно, выяснится, что песня Лаймы Вайкуле "Ах, Чарли, почему же так грустны глаза твои?" также имеет адресатом калифорнийского затворника.
Возможно, виной тому общая мировая страсть к стиранию границ, ломке стен и стачиванию зубов. Как-никак открытое общество, врачи без границ, страха нет, legalize it и так далее. Но, вероятнее всего, тут сказывается невероятная мощь той самой Системы, с которой пытался бороться Чарли.
Волею Системы нынешний Мэнсон превратился в опасное, трёхиксовое, не для слабонервных, но всё же Зрелище. Заключение его неминуемо воспринимается как аттракцион. За ним наблюдают такие барышни, как Селин Дион. Собственно, сам факт наличия подобных зрителей является главной гарантией того, что Мэнсону свободы не видать.
Как замечал главный теоретик "общества зрелищ" Ги Дебор: "На всё смотрите, но ничего не трогайте. Современный мир становится музеем, где главным охранником служит сама пассивность посетителей".
Им что Мэнсон, что Чаплин, что Азнавур. Всякую идею выволокут на улицу. Во всяком безумии обнаружат свой неподдельный смак. Всякая тюрьма постепенно оборачивается цирком. Как, собственно, и спрогнозировано Пушкиным:
Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.
Камера Чарльза Мэнсона смотрит в мир.
Селин Дион: "Автопортрет" - моя любимая картина Мэнсона. Сразу видно, как он счастлив. Иногда мне хочется быть Чарли Мэнсоном. Его мир, должно быть, полон любви, он заставляет меня петь...