Философ Михаил Куртов о Сергее Курехине, который угадал чувственность человека цифровой эры, изобрел тренажер безумия и был симуляцией самого себя
- Метасимуляция - это симуляция симуляции. Это, например, эфир Би-би-си, где Курехин «признавался», что все это время работал американским шпионом, симулировал простого советского человека, если угодно. Ведущие передачи наивно сочли этот рассказ симуляцией шпиона, тогда как на самом деле Курехин симулировал не шпиона, а героя песни Высоцкого «Пародия на плохой детектив» - которую он воспроизвел в эфире буквально строчка за строчкой. Ведущие, разумеется, прекрасно знали эту песню («А потом про этот случай раструбят по Би-би-си»), но они ничего не поняли, поскольку им просто не пришло в голову, что это могла быть симуляция «второго порядка». Или как в той же телепередаче «Пятое колесо»: на поверхности симулируется научное исследование жизни Ленина (и тем самым действительно пародируется позднесоветская культура научпопа), но на самом деле это симуляция симуляции симуляции - симулируемый ученый создает симуляцию Ленина, который является симуляцией гриба.
Нужно сказать, что термин «симуляция» я тут понимаю также и в философском смысле: это парадоксальная возможность отождествления в мире, где больше нет тождеств, где все отождествления являются симуляциями тождеств. Поэтому в метасимуляторах, конечно, нет никакой «поверхности» или никакого «на самом деле»: количество уровней «мета-» бесконечно, есть только случайные входы в эту структуру и выходы из нее, это бесконечная пористость или рассеянность, а переходы между уровнями ограничены только внешними условиями. То есть если бы скетч про Ленина был многосерийным, цепочка гомологических превращений не прерывалась бы: в конце передачи Ленин уже рассеивается, расслаивается на гриб и радиоволну, то есть в игре возникает развилка и демонстрируется тизер «следующей серии».
В метасимуляторе Курехина (простите за спойлер) также симулируется не просто возможное поведение выжившего Курехина, но сам этот симулятор. Это симуляция жанра текстового квеста как такового, поскольку на определенном этапе игры выясняется, что игрок имеет дело не с обычным квестом, а с попытками его реконструкции медиаархеологами будущего, которые при этом враждуют и имеют свои представления о том, как этот симулятор выглядел или должен был бы выглядеть.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ