Вспомнил Кастанеду. Читал его книгу с упоением. Казалось, что вот оно - то чего так не хватало. Было так захватывающее читать и верить, что все происходящее это реальность. Наверное, в глубине души я знал, что это выдумка, но мне хотелось обмануться. Отлично помню, как обсуждали с моим тогдашним приятелем Максом как научиться контролировать сон. Для этого нужно было начать видеть свои руки во сне. А потом еще помню, как носились по заповеднику Столбы с вытаращенными глазами в поисках мест «силы». В книге было описано, как нужно это делать, но сейчас я уже не помню, конечно. Зато хорошо помню, как допрыгался и налазился по «столбам» до того, что умудрился где-то джинсами влезть в экскременты чьи-то. Пахло всю обратную дорогу. Я пытался отбить запах, натирая джинсы еловой веткой. Это не помогло. Больше я Кастанеду не читал.
С Кафкой я познакомился интересно. Я учился на третьем курсе и у нас в программе стоял предмет философия, и я внимательно слушал, что нам рассказывали. Вела этот предмет женщина. с белыми крашеными волосами до середины спины, одевалась она не очень, а лет ей было около 40-45. А самое главное - она была «разведенка». Причем не просто разведенная женщина, а со стойкой ненавистью к мужчинам вне зависимости от возраста. И вот на одном занятии она рассказывала нам об одной актрисе, имя я уже запамятовал, и ее муже. Как эта актриса тянула на себе всю семью, работала на двух работах, а муж ничего не делал, просто сидел дома и читал Кафку. Это был первый раз, когда я услышал эту фамилию. Наш преподаватель отзывалась о нем не слишком лестно, наверное, потому что он был мужчина, но его фамилия сразу запала мне в память. После этого я прочитал всего Кафку, включая его дневники.
Очень много в мое литературное воспитание привнес Харуки Мураками. Не своим творчеством, а упоминанием огромного количества книг, которые по той или иной причине любили его герои. Так, из его книг я узнал и полюбил Ф.С.Фитцджеральда и его «Великого Гэтсби», Д.Апдайка и его «Кентавра». Эти две книги открыли мне путь к американской литературе вообще. До этого мой список прочитанных книг не блистал разнообразием - Шекспир, Лукьяненко, Ремарк и Мураками. После этого я начал читать все подряд. От древнегреческих трагедий Эврипида до Керуака. Древние греки меня впечатлили больше, честно признаться. Практически все книги, которые я читал, были не о сегодняшнем дне. Не могу я найти контакт с героем, если он сидит в интернете или хотя бы пользуется сотовым телефоном. Телефон у него должен быть старый, и даже не у него, а просто в его здании. И чтобы по нему позвонить нужно как минимум крутить диск или даже вызывать телефонистку. Иначе это не книга, а просто реальная жизнь…
Сейчас я читаю намного меньше. А живя в Новой Зеландии еще меньше. Я не позволяю себе читать на русском, а на английском я делаю это значительно медленнее. Хотя, наверное, это только оправдание. В Москве я тоже читал не много. Нужно снова начать… Книг, которые я хотел бы прочитать еще сотни, но вот с моим сегодняшним темпом мне их не осилить и за сто лет. На старость откладывать я тоже не могу - в старости я буду читать те книги, которые выходят сейчас или еще выйдут. Так что надо спешить.