Человеческий голос

Dec 04, 2023 18:41


В Краснодаре уже в четвертый раз прошел фестиваль моноспектаклей «Палитра лиц», организуемый местным СТД. Следуя метафоре в названии, каждое лицо здесь - краска в палитре, а вместе они определяют одну из сторон театрального Краснодара.



Фото Николетты Гридиной



Фестиваль шел в два уикенда, с 17 по 27 ноября 2023. Из 11 спектаклей афиши один был приезжий («Лифтоненавистник» ставропольского актера Григория Гольдмана), остальные - местные. Работы из театров государственных (ТЗО), частных (Один театр, «Тмин», «Свои»), а также просто самостоятельные работы актеров и режиссеров с вольной пропиской.

Когда пишешь о фестивале, самая большая опасность - сделать текст отчетом. Этого хочется избежать, и все же хочется написать обо всех, потому что только в таком отражении палитра будет близка к тому, что все мы, члены жюри (я, критик Светлана Колесникова, режиссер Геннадий Николаев) и его зрители, увидели за эти две недели.

Сначала немного теории. Моноспектакль - непростой жанр; и непростой жанр - монопьеса, которая в основном становится текстовой основой для моноспектакля.



Фото Николетты Гридиной

Как спросил меня кум, случайно встреченный ночью на вокзале, - «А что, такое бывает? Вот прям один на сцене полтора часа? И что, люди на такое смотрят? Ну как стендап, наверное?» В общем кум хорошо выразил основные вопросы к монодраме и сформулировал, простым языком, то, чем так сложен этот жанр.

Греческое слово «драма» обозначает «действие»; актер в переводе - тоже «действующий». А если на сцене один только человек и он, скажем, не цирковой артист, какое действие здесь может удержать внимание зрителя? Приключения человеческого духа. Как сказал на одном из обсуждений Геннадий Николаев, «Ты покажи мне, что у героини болит». Изобразить действие души - задача, право, не простая.



Фото Николетты Гридиной

Затем - художественная условность. Ясно, что в моноспектакле актеру не нужна «четвертая стена», он должен обращаться к зрителю, это его единственный и естественный партнер. Но для того, чтобы час говорить монологически, нужна какая-то продуманная история. Мы не говорим в жизни монологами, если мы не сумасшедшие. Ну или не преподаватели. Поэтому должно быть очень ясно придумано, зачем и кому персонаж рассказывает эту историю.

Радостно, что фестиваль прошел при полных залах - разве что в «Шардам» по дождю добралось меньше заявленного. И показательно, что у фестиваля начал формироваться свой постоянный зритель.

Решения жюри, всегда в той или иной мере результат компромисса, приведу в конце статьи (разве что насчет гран-при не было никаких сомнений). А сейчас попробую расположить спектакли по субъективному принципу - насколько они про сегодня.

Артем Акатов поставил в Одном театре спектакль «И это снилось мне» - по стихам Тарковского (и по фильмам другого Тарковского). Постановка оказалась историей о теперешнем состоянии человека, здесь и сейчас - сокрушенного, одинокого, проходящего свой путь. Жизнь коротка и не всегда радостна; мы приносим жертвы или нами их приносят. Но человек кротко ищет смысл и надеется. Очень непростая задача - полтора часа звучащей лирики - была решена филигранно: создано продуманное и обыгранное пространство, текст разобран, и слышится, и работает; свет приближается к метафизическому уровню. Да, какие-то решения в музыке и сценографии казались ожидаемыми, но спектакль как будто и не стремится к тому, чтобы поразить новизной. Это просто честный и очень точно выстроенный разговор по душам.



Фото Николетты Гридиной

Другим таким разговором стала постановка по не менее сложному тексту - «Кто-то. Никто. Сто тысяч» по роману Пиранделло, режиссер Влада Сотникова, актриса Мария Ступченко, хореограф Орва Абу Салех. Непросто делать инсценировку романа; вдвойне сложнее, если роман философский. И Маша Ступченко играла не персонажа, но приключения идеи, воплощенные в тексте, в голосе, в изумительно выстроенной пластике. Снимает ли актриса «маску», взаимодействует ли с проекцией, пластается ли на полу в муке самопознания - все работает на идею: дихотомия внутреннего и внешнего я, конфликт взглядов извне, возможность познания как такового - и внезапный вывод о том, что постоянное рождение всего мира в познании уберегает от смерти. Смелая, стильная, непростая работа, явление: идите и смотрите, кто еще не.



Фото Николетты Гридиной

Своего рода открытием для меня стал спектакль «Как я съел собаку» в Театре защитника Отечества - режиссер Александр Николаев, артист Александр Сергеев. Я смотрела его пару лет назад на премьере и, право, в нем как будто не было никаких откровений: за Гришковцом были повторены и сценография, и костюм, и приемы, и даже интонации (насколько это возможно). Но в этот раз примерно с середины я не могла оторваться от сцены: артист, во-первых, присвоил текст, освоился в нем, перестал выглядеть как неясная пародия на оригинал; а во-вторых, и сам текст зазвучал страшнее и актуальнее, и зал реагировал совсем иначе, чем раньше. А я вспоминала, как была на острове Русском на фестивале - совсем в другие времена… Сегодня этот спектакль выглядит необходимым для театрального Краснодара.



Фото Николетты Гридиной

На фестивале было довольно много современной драматургии. Например, в арт-пространстве «Свои» режиссер Антон Калашников поставил два знаменитых монолога Ярославы Пулинович, объединив их заголовком «Мечты». Здесь, в уютном пространстве квартиры-лофт (стена из книг, кровать вторым ярусом, кресло и торшер), вначале звучит история «победительницы» - читает Светлана Вайсхайм. История эта перепридумана: это уже не монолог девочки, а мама читает ее дневник; добавлены небольшие записи семейного видео, и в центр выходит образ мамы-достигатора, разрушающей жизнь дочери из самых лучших побуждений. Второй монолог, знаменитая «Наташина мечта», честно и ярко прочитан Ангелиной Калашниковой. Тут мне вдруг стало понятно, что девяностые - уже время давнопрошедшеее, что надо их восстанавливать и воссоздавать как, условно, Шекспира - потому что и язык этот, и вещный ряд этот уже отошел в прошлое. Если еще 10 лет назад этот текст, пожаром прошедший по стране, и его героиня были узнаваемы на телесном уровне, то сейчас поколение уже новое, и ему представить себе детдомовку-Наташу не так просто. Молодая актриса - подвижная, яркая, с распахнутыми глазами - работает честно, роль получает внезапно трогательное прочтение, лирические моменты убеждают; но грубость героини и трагический финал истории не очень объяснены, остаются «внешними» по отношению к этой Наташе… Поздравляю «Своих» с еще одним очень интересным опытом!



Фото Николетты Гридиной



Фото Николетты Гридиной

Не случайную тему взял пионер жанра моноспектаклей в Краснодаре Равиль Гилязетдинов - он в своей постановке «Красота» по мотивам рассказа татарского автора Амирхана Яники (Амирхан Еникеев) затронул тему собственной этнической идентичности. Историю татарского мальчика Бадретдина артист выводит как параллель собственной жизни, и выстраивается сопоставление: «Красота» - о любви к матери; в личной истории артиста важны размышления о материнском татарском языке и о татарской культуре.



Фото Николетты Гридиной

Две хорошо сыгранные истории по современным текстам показал театр «Тмин» (режиссер в обоих случаях - Юлия Орлова). Ольга Колосова представила моноспектакль «Кукла», в котором ясно прозвучали две вечные темы: женское одиночество, недолюбленность - и артистическое призвание. Призванию артиста был посвящен и спектакль «Разрешите вас пригласить» по пьесе Михаила Цыбаня, сыгранный Андреем Сидоровым - об одиноком бесцветном человеке в маленьком городе, который долго ищет себя и внезапно находит в работе клоуна.



Фото Николетты Гридиной



Фото Николетты Гридиной

Несколько неожиданным стал выбор драматургии в спектакле Григория Гольдмана. Его «Лифтоненавистник» (автор Бенгт Альфорс) - история об одиноком человеке, который разговаривает по сути только с собакой, а потом и с лифтом. В этой сдержанной скандинавской драме все изящно выстроено, и артист отработал все детали. Казалось порой, что история мелкая, и герой какой-то незначительный, но в финале идея собралась и вывела на драму конечного одиночества - и попытки его преодоления.



Фото Николетты Гридиной

Несколько спектаклей носили преимущественно просветительский характер. Так можно сказать о «Курочке Рябе» в исполнении обаятельной Анны Недашковской; расширенная сказка, песенки и симпатичное оформление по мотивам русского фольклора, а также выстроенное общение с залом очаровали маленьких зрителей. Этот спектакль может занять достойное место в репертуаре Краевого театра кукол и очень подходит для его малой сцены.



Фото Николетты Гридиной

Александр Гогава, также ветеран сольных выступлений - только в рамках музыкального театра - представил литературно-музыкальную композицию «Соловьи, услаждайте мой слух» по зарубежной лирике, от Шекспира и Бернса до Беранже и Мицкевича. Вся музыка в спектакле написана самим Гогавой; а еще он поет, декламирует, подтанцовывает - постоянная аудитория, как и всегда, была очарована.



Фото Николетты Гридиной

Наконец, нужно остановиться на очень интересной затее Ульяны Запольских и Андрея Новопашина, создателей проекта театрального квартирника в Краснодаре. Они представили моноспектакль Ульяны «МИК» по творчеству Николая Гумилева: сложный, изобретательный по мысли и по оформлению спектакль, где у актрисы много непростых задач, а на сцене происходит много маленьких и больших чудес. Основа для текста - африканская поэма Гумилева «Мик» и переведенный им же эпос о Гильгамеше; героиня спектакля рассказывает эти истории то в микрофон, то считывая с глиняных табличек; взаимодействует с пространством памяти и прошлого, погружаясь в него все глубже. Интересная, очень филологическая по природе работа, взывающая к истолкованию. Она будет играться в «Театральном квартирнике».



Фото Николетты Гридиной

Кстати, в даты фестиваля, но вне его рамок читали монопьесы и разговаривали о них в проекте «Аврора читает» - прочитали, в частности, пьесу Юлии Поспеловой «Лёха», а также отрывки пьес Юлии Тупикиной и Ольги Богословской «Лошадка» и Лидии Головановой «Плотник». Спасибо Одному театру за поддержку современной драмы и самостоятельных инициатив!

Возвращаясь к теме моноспектакля. С одной стороны, монодрама может быть историей экономной - удобной для театрального кочевания, гастролей, выездов. А с другой, она точно отражает простой факт человеческого существования: каждый из нас видит мир только своими глазами. Каждая жизнь - монодрама.



Фото Николетты Гридиной

Итоги фестиваля подведены, они ниже. Но лично для меня важнейшим итогом становится создание и укрепление лично-творческих связей, создание общего пространства театрального Краснодара: тут совершенно наравне работали самые разные артисты, режиссеры и театры, тут проходили обсуждения и споры, тут одни смотрели на других - хочется верить, что именно так создается сообщество. Потому что нет ничего грустнее, чем болезненное театральное соперничество, высокомерие и недооценка друг друга в таком небольшом сообществе, как наше.

И спасибо Николетте Гридиной, которая была лучшим фотографом фестиваля ever!

ПРИЗЫ:

Гран-при - Артёму Акатову за спектакль «И это снилось мне...», Один театр

Лучший спектакль - «Кукла», театр «Тмин» (режиссер Юлия Орлова, актриса Ольга Колосова)

Лучшая режиссура - Григорий Гольдман, «Лифтоненавистник»

Лучшая актерская работа - Мария Ступченко, «Кто-то. Никто. Сто тысяч»

ДИПЛОМЫ

1) За пластическое решение спектакля - Орва Абу Салех, «Кто-то. Никто. Сто тысяч»

2) За смелость режиссерского эксперимента - Влада Сотникова, «Кто-то. Никто. Сто тысяч»

3) За глубину проникновения в национальный характер - Равиль Гилязетдинов, «Красота»

4) За просветительство в театре - Александр Гогава, «Соловьи, услаждайте мой слух»

5) За точный портрет нашего современника - Андрей Сидоров, «Разрешите вас пригласить»

6) За сохранение и развитие традиций русского театра кукол - Анна Недашковская, «Курочка Ряба»

7) За глубокое осмысление современной героини - «Мечты», арт-пространство «Свои»

8) За яркое воплощение гуманистических идей и общественную значимость - «Как я съел собаку», Театр защитника Отечества

9) За изобретательную работу художника, новаторство драматургического подхода и его режиссерское воплощение - «Мик»

Николетта Гридина, моноспектакль, Краснодар, театр, Палитра лиц

Previous post
Up