Мы увидели легендарный балет Мэтью Борна на экране - спасибо Theatre HD. Это сильно, это интересно, это не отпускает - и это сложный диалог с балетом, который стал одним из воплощений танцевальной классики, да и вообще классики как понятия.
Взяв музыкальный материал Чайковского, Мэтью Борн еще в 1995 году создал на его основе новую историю: о королевской семье Англии и обуревающей ее демонах/лебедях. Юный несчастный принц (немного Гамлет), доминантная мать-королева, глупенькая подружка принца и демоничный, прекрасный, яркий лебедь / незнакомец.
Принц Лиама Мовера и Королева - Николь Кабера
С одной стороны, этот мультижанровый балет саркастически изображает «их нравы», обычаи и пороки королевского двора. И это сделано ярко, весело, драматично. Чего стоит заводная корги на ножках, розовое платье «подружки» или огромная кровать сына, который никак не может вырасти.
С другой - это личная, психоаналитическая история, сюжет инициации, когда робкий, одинокий, недолюбленный принц, готовый к самоубийству, ищет свое альтер-эго, своего тотемного двойника. Этот двойник - лебедь, красивый и дикий; как и весь лебединый мужской кордебалет. Мужчины в шароварах из перьев грациозны и грозны, и танец лебедей внезапно становится брутальной, сугубо мужской пляской неведомых народностей мира.
Лебедь - Уилл Бозьер
Будет здесь и «темный лебедь», и финальная битва. Очень интересно наблюдать, как Мэтью Борн ставит принципиально иной рисунок танца, как на музыку Чайковского ложатся современные движения и реалии.
Один из самых смешных моментов - пародия на «традиционное» условное оперно-балетное искусство, театр в театре: это сделано и тщательно, и очень смешно (вспоминаются моменты с оперой в «Один плюс один» и «Красотке»). А какие славные, дикие и симпатичные, маленькие лебеди...
Это далеко не первое переосмысление балета Чайковского, но Мэтью Борну удалось придать старой истории драматизм, брутальность и юмор, сохранив выразительность танца. В общем - рекомендую.