Вот и посмотрели мы долгожданный фильм «Альфа» - о том, как важно (или не совсем важно?) быть альфа-самцом (или альфа-самкой), о выживании и межвидовой дружбе, и о том, что они могут быть тесно связаны.
Интеллигент в первом поколении
Фильм этот - притча, его и нужно воспринимать как притчу, не ища в нем особенной достоверности или сугубой реконструкции.
А в притче всегда важен сюжет. Вот и здесь: сюжетом становится судьба Кеды (Коди Смит-Макфи), сына вождя, который тоже станет вождем, но который не совсем похож на своих жестокосердных соплеменников. Он делает хороший острый наконечник для копья из модного булыжного материала, да и вообще инициацию проходит неплохо, но все же - отличается. Например, он не может добить кабанчика: рука дрогнула, решительности убить живое существо не хватает.
Мать Кеды пророчески говорит, что «он будет вести за собой сердцем» - и это действительно так; несмотря на медленные темпы развития, человечество меняется, и, возможно, приходит время новых героев. Не то чтобы слабых, нет - более мягкосердечных. В том числе по отношению к животным.
В фильме сделана попытка показать ритуальный мир племени верхнего неолита - но попытка, откровенно говоря, неубедительная. Психологический рисунок родителей, да и вообще старших в племени, - сугубо современный. Я сильно подозреваю, что охотника, признанного мертвым (да еще и с волком на руках!), древнее племя если и приняло бы, то с большими оговорками, а то и убило бы на всякий случай.
Но - притча: наслаждаемся видами и идем дальше!
Умели кроманьонцы жить
Визуальная часть фильма выше всяких похвал; съемки - наслаждение. Чего стоит только сцена охоты на бизонов! (Не важно, что столько мяса настолько далеко даже в палеолите не унесешь, даже всем племенем - красиво зато). Много головокружительных планов, удивительных съемок. 3D комфортное и усиливает впечатление.
Европа 20 000 лет назад дивно хороша: на дороге герою попадаются и леса, и реки, и дивные пещеры, и ледники, и грозы, и даже извержение вулкана неподалеку (и зачем они все-таки так далеко от бизонов поселились). Правда, порой очевидно компьютерное происхождение красоты, в частности, некоторых животных.
Показывая мир далеких предков, можно было бы подпустить натурализма, но режиссер Альберт Хьюз ограничивается лишь парой «диких» кадров: охотник сжевал огромного муравья, вождь мнет в руках бизоний помет. В остальном же дикие люди очень симпатичные, белозубые, с довольно аккуратными ногтями и чистой кожей. Форма каменных наконечников копий вроде бы выдает в них солютрейскую культуру, - археологическая культура середины позднего палеолита, распространённая на территории Франции и северной Испании. Но это не точно :)
Как зарождалась ветеринария
Не думаю, что спойлером окажется главный сюжетный ход фильма: он о приручении волка, о его превращении в собаку.
Приручение происходит быстро и довольно бесконфликтно: славный волчина страдает от человеческой руки, и наш гуманный герой, пока не зная зачем, решает помочь ему. Тут для меня самый трогательный момент фильма: Кеда лишен всякой корысти; идея охотиться с собакой придет ему еще нескоро.
Правда, быстрота и простота приручения вызывает вопросы. Что за рана у Альфы, при которой пес то беспомощен, то ходит? (У него там не закрытый, а открытый перелом? :) Каким образом настолько быстро Альфа привыкает к человеку? Каким образом Кеда не заметил физиологических процессов в собаке в финале?
В финале фильма можем насладиться зрелищем зарождения ветеринарии. Несколько наивно, но так мило!
Впрочем, вспоминаем - это все-таки притча и поэтическая история о дикости и красоте древнего мира. В этом качестве фильм - замечательный. И весьма подходит для детей.
За специальный показ спасибо сети кинотеатров КИНОМАКС, - после окончания зрители аплодировали, что в кино услышишь нечасто.
*при написании отзыва ни одно животное не пострадало