У меня как читающей мамы нередко возникает вопрос: как подать ребенку ту или иную старую сказку? Ведь нередко то, что очень радовало нас или даже наших родителей, сегодня оказывается неинтересным. Не потому, упаси господи, что "сейчас дети испортились" - просто дети, как и другие люди, меняются :) Меняется скорость восприятия, меняются интересы и окружающий мир. И, например, сказки про смелых и честных пионеров могут быть в чем-то просто непонятны.
В этом смысле мне всегда нравился диснеевский подход к классике: выделить из сюжета главное, вневременное, и сделать игровой сюжет. Да, у Диснея Русалочка не умирает, - но это, как ни говорите, тоже неплохой выход (тут сказка оказывается ближе к фольклорным образцам, чем к авторской сказке романтизма). Зато Дисней предлагает очаровательную непосредственность, разработку второстепенных персонажей, классную картинку и незабываемые мелодии.
К чему я о Диснее? Да к тому, что сказка "Королевство кривых зеркал" в постановке Александра Мацко в хорошем смысле воспроизводит этот подход. Художник Татьяна Баранова делает не просто стильную, но изобретательную и интересную "картинку", Анна Федина добавляет изящные и фантазийные костюмы. Много узнаваемой музыки, отлично спетые "арии" (на стихи Андрея Слепченко) - в том числе из моей любимой "Русалочки"!
Право же, когда Аскал (Карина Петровская) поет на мотив "Under the sea", а вокруг нее на королевской кухне пляшут овощи и фрукты, кухонная утварь (и парочка тараканов) - это настоящий праздник художественной фантазии!
Разрабатывая посыл оригинальной сказки, художник населяет королевский двор не просто придворными, - живностью. Это здорово придумано!
Быстро меняются локации. От причудливо нарисованной квартиры - до королевского двора и масштабных, пугающих рудников.
Кроме условно "диснеевской" эстетики, в сказке соблюдается и эстетика мюзикла. Групповые танцы, яркие и тщательно детализированные костюмы, приемы шоу.
Когда Нушрок (Алексей Григорьев), в стиле сурового металлиста, выезжает на гироскутере - это кажется настоящим спецэффектом! А какая у него свита!
А как красиво гнут зеркала на руднике!
Когда Абаж, Анидаг и Нушрок отравляют напитки друг друга, а потом поют с "кипящими" кубками в руках, - это очень впечатляет.
Очень стильно выглядит Анидаг в своем "капюшоне" очковой кобры и с тростью. И только потом я узнала, что трость - не деталь костюма, а вынужденная необходимость: Наталья Бызеева повредила ногу, и пела все спектакли в металлическом "сапожке"!..
Обаятельный образ Ягупопа создал Артем Агафонов.
Отдельно надо сказать о ребятах из детской студии. Отлично отработали, наравне со взрослыми. Когда Гурда играет (и поет) подросток - это трогательно.
И девочки в главных ролях молодцы.
Уместным выглядит и некоторое "овзросление" героинь - до 7 класса. Замечательно придуман танцевальный урок географии вначале.
В общем, сказка получилась не только яркой и стильной, но и подходящей для разных возрастов, - в том числе интересно ее смотреть и взрослым. Спасибо Музтеатру за изобретательный и яркий спектакль!