Прошлый театральный сезон стал для режиссера Радиона Букаева плодотворным, причем не только в Краснодаре. Спектакль по пьесе Пелтолы Сиркку «Малые деньги», поставленный в Лесосибирске, участвовал в программе «Маска-плюс» и в других крупных фестивалях. В том же городе родилась постановка «Лесосибирск-Лойс» в необычной форме спектакля-чата. В Санкт-Петербурге режиссер поставил семейный квест в парке, «Бабушкины очки». Мы решили поговорить с Радионом Букаевым о прошедшем сезоне и новых планах.
В маленьком сибирском городке вы поставили спектакль «Малые деньги» - о человеке с особенностями развития. Можно ли представить такой спектакль у нас, на Кубани?
Лесосибирск похож на тот финский городок, где происходит действие. И в театр население ходит не очень активно. Поэтому нашей задачей было вывезти спектакль из театра, буквально привести его к людям. Мы играем его в нетеатральных пространствах. Спектакль не только о людях с особенностями развития, он вообще - об Ином. Инакомыслящем, инакоговорящем. Краснодар - большой город, стремительно растущий. Сколько здесь приезжих? А значит, тема Иного здесь более чем актуальна.
Вы, наверное, первый в России поставили спектакль-чат о жизни подростков, основанный на онлайн-общении актеров/персонажей и зрительного зала. Вас не обвиняли в том, что вы потакаете страсти молодежи к Интернету?
Видели бы вы, что происходит со зрителями, когда они понимают, что они реально участвуют в спектакле, переписываются с персонажами онлайн! Творится что-то необыкновенное. И когда спектакль переходит, в финале, в «живой» план - зрители слушают записанные монологи земляков в звенящей тишине. Интернет - это просто новый способ коммуникации человека с человеком. Говорить о том, что это зло, - бессмысленно. Сегодня, что бы мы не делали, онлайн-общение занимает первое место у молодежи. Запрещать подросткам интернет - тупиковый путь. Нужно просто объяснять, что это средство общения, а не новая вселенная. Ну и собственно отношение ребенка к интернету всегда зависит от нашей ментальности.
Вы неоднократно ставили городские семейные квесты в парке. Мы всей семьей прошли такой квест в Питере, и это был ценный опыт. А нужен ли такой интерактивный спектакль в Краснодаре?
Цель таких квестов - не развлечение, а погружение друг в друга. Я считаю, что это театр, необходимый для семейного просмотра. Сегодня, когда родители вынуждены много работать, семьям страшно не хватает качественного общения. И квест такого рода - не просто прогулка. Нередко в финале у родителей стоят в глазах слезы: они понимают что-то важное. В Краснодаре много солнечных дней и много парков, и такой квест нужен как часть культурного ландшафта.
На Новый год в театре драмы вы ставите «Алису в стране чудес». Почему вы выбрали именно эту сказку сегодня?
«Алиса» - необычная сказка. Она была написана математиком в викторианскую эпоху. Много юмора и культурных кодов проходит мимо нас даже в самых хороших переводах. Ключ к пониманию текста - в финале, когда раскрывается механизм работы детского воображения. Реальность как таковая ребенка не интересует, поэтому он уходит от нее - в игру, в воображение. И потому в постановке «Алисы» текст - не главное; главное - свободное мышление всей творческой группы. Свободный переход от одной сцены к другой - захватывающий, неожиданный. Недаром Кэррол - один из основателей абсурда.
Какими еще постановочными планами можете поделиться?
Есть предложение поставить спектакль в «Одном театре». Мир сильно поменялся даже по сравнению с советским временем. Мне интересно было бы поговорить на тему современного человека; на тему отношений, в которых нет границ между добром и злом, преступлением и наказанием. Как получается, что человек перешагивает через друга, жену, ребенка? Смежную тему затрагивает спектакль «Метод Гронхольма», но мне более важно общение семейное. Над этим предложением я пока раздумываю.
Вы второй сезон работаете в Краснодаре. Хочется ли здесь делать театр?
Зрители в театр ходят, независимо от кризисов. Здесь неравнодушные к театру люди. И работать здесь интересно.
А чего не хватает театральному миру Краснодара?
Хороших приезжих театров, - хотя очень много антрепризы и концертов. Не хватает, например, постановок Женовача и Козлова, Марчелли и Бутусова; программы «Золотой маски», обменных гастролей. В общем, не хватает событийных спектаклей России. Хорошо уже то, что состоялись обменные гастроли с Ростовским театром драмы. Надеюсь, что это направление как-то расширится.
Опубликовано
тут