В чем секрет, Молодежка?..
Краснодарский молодежный театр отмечает юбилей: четверть века. За эти годы менялись руководители, труппа, репертуар, - но через года и десятилетия Молодежка сохраняет свою особенную атмосферу и собственного зрителя. В чем секрет театра - пытался выяснить МК у тех, кто имеет к нему прямое отношение, от основания до сегодняшних дней.
Станислав Гронский, основатель Молодежного театра, заслуженный артист России
В конце 1980-х родилась мысль о создании в Краснодаре профессионального театра для детей и юношества. Но не будь Леонарда Гатова, мы бы до сих пор носились с этой идеей. Именно он убедил мэра Краснодара Валерия Самойленко в необходимости создания муниципального театра. Организационные вопросы легли на мои плечи. Начинали с нуля: у рождающегося театра не было даже репетиционной комнатки.
Сегодня я могу в пояс поклониться моим помощникам. Это Владимир Кодак, Александр Вечерков, Олег Пучков, только что окончившие тогда наш институт культуры. На первых порах они стали и плотниками, и электриками, и водителями - и только потом уже вышли на сцену как актеры.
Разве мог бы состояться театр без Ирины Кодак? Она с первых дней стала директором и взвалила на себя реконструкцию здания. Много сделала для театра главный администратор Альбина Лесина. Нужно сказать спасибо и Сергею Малахову, с которым мы колесили по стране в поисках молодых артистов. Нам протянули руку помощи Анатолий Тучков, Геннадий Николаев, Николай Никольский, Станислав Сальников. В первых спектаклях принимали участие кубанские мастера сцены Евгения Белоусова, Ростислав Ярский. Спасибо всем «первопроходцам»!
И сегодня, спустя четверть века, в Молодежном театре рассказывают о любви и ненависти, учат состраданию и милосердию, мудрости и мужеству. Не каждый театр может похвастаться такими именами, как Владимир Рогульченко, Адольф Шапиро, Владимир Мирзоев, Лариса Малеванная, Константин Демидов. Ни в каком театре у нас нет таких профессиональных, и притом молодых, руководителей, как директор Николай Табашников и главный режиссер Даниил Безносов, которым небезразлична судьба каждого актера, каждого спектакля.
Анатолий Дробязко, актер, председатель краснодарского отделения СТД
В 1992 году к нам в ярославский театральный приехал Станислав Гронский, звал выпускников в новый театр. Я сам с Кубани; а актеры ехали и из Ярославля, и из Саратова, и из Екатеринбурга. Нас встретили, дали общагу, - и сразу в работу. Было весело, задорно. Театр, правда, тогда был никаким. Площадки своей не было, репетировали то в офисе Премьеры, то в Доме офицеров, то на ХБК. Зарплаты маленькие. Это не театр еще был, а группа, которая хотела организовать театр. Я потому и уехал в Ульяновск на год… Но вернулся обратно. Появился Рогульченко, постепенно мы вошли в свое здание. В конце девяностых и у Рогульченко были знаковые спектакли, и много классных приглашенных режиссеров: Хомский, Шапиро, Бычков. Наступил всплеск интереса к театру, появился свой преданный зритель.
У нас очень трепетно относятся к спектаклям. Может быть, так трудиться заставляет блоковая система: мы играем один и тот же спектакль 3-4 вечера подряд. Перед блоком у нас обязательно идут прогоны, репетиции. Мы очень серьезно относимся к вводам. И каждый может делать друг другу замечания: старичок - соплячку, соплячок - старичку.
А уникальность театра - в том, что есть великолепная площадка, которая позволяет трансформировать спектакли и обеспечивает близость между актером и зрителем, когда они слышат дыхание друг друга. Я вижу глаза зрителей, а они - мой пот, каждую морщинку. Эта ситуация требует внутренней актерской искренности, а если сфальшивишь - это сразу видно.
Я рад, что сейчас наступил период молодых руководителей, которые находят новые ракурсы, возобновили лабораторную работу. Директор и режиссер стараются, чтобы было как можно больше постановок, чтобы все работали. А это для артистов самое главное.
Станислав Слободянюк, актер
Секрет у Молодежки простой. Это честь и достоинство на сцене: как у артистов, так и у режиссеров. Эти черты театр как-то умудрился сохранить на протяжении десятилетий, и даже не совсем ясно, как это произошло. Вообще очень хорошо держится труппа. И получается, что театру везет на хороших людей. А может, место такое - рядом с церковью, может, Боженька нас бережет от глупости. Были сложные моменты, но как-то театр выстоял. Сегодня театром руководит творческая группа, и театр сейчас - живой организм, который дышит ровно и бодро, сейчас он явно на подъеме.
Наталья Денисова, актриса
Рогульченко подбирал актеров, как коллекцию: разные артисты, как разные краски в палитре режиссера. У режиссера по большому счету всегда одна тема. Владимир Дмитриевич сосредотачивался на светлом и большом. Он учил нас жить не только «по горизонтали», в цепи событий, но и «по вертикали» - чтобы всегда видеть духовное, чтобы нести что-то хорошее. Садились в кружок и по очереди читали Библию… Мы делали очень много этюдов, чтобы лучше понять своих персонажей: записывали их сны, внутренние монологи. В то же время он как режиссер мог помочь артисту мизансценой, придумывал какие-то очень выразительные мелочи, раз - и сцена уже заиграла.
В основном театр организовали люди, не обременённые семьями. Изначально мы были одной семьей, почти не расставались и понимали друг друга с полуслова. Чтобы кого-то не было на репетиции? Такого не бывало. Рогульченко был с нами строг: запретил, например, сниматься в рекламе, «никакой похабени», как он говорил. Нас учили, что личным стоит пожертвовать в пользу общего.
Сегодня все по-другому. Многие артисты ушли в девяностые. Сейчас молодежь другая: может быть, и более инициативная, но и занятая другими проектами. В то же время есть люди, которые именно сейчас почувствовали прилив творчества.
Никита Петров, актер
Одна из причин единства Молодежки в том, что больше половины труппы - от одного мастера, Светланы Ливады, которая заложила в нас идею театра-дома. Мы все дружим, хорошо знаем друг друга. В театре есть своя история, добротная, мне близкая. Я с первого курса ходил в театр, и актеры казались мне какими-то супергероями. И когда я сегодня выхожу вместе с ними на сцену - это удивительное чувство. В спектаклях мощная энергетика; например, это я ощутил на вводе в «Вечного мужа»: как будто ты переносишься совсем в иное место. И это все - благодаря людям. А секрет Молодежки, как по мне, - в том, что она не стоит на месте, а все время обновляется.
Полина Шипулина, актриса
Здесь очень творческая атмосфера. Каждая премьера становится событием, праздником. В работу входят с азартом, хватаются за нее. Люди - и труппа, и службы - относятся к театру трепетно, не дают себе и спектаклям обрасти мхом. Все идут в ногу с жизнью, они очень современны. И театр говорит со зрителями на понятном им языке, современном, не архаичном.
Даниил Безносов, главный режиссер театра
Когда я приехал в Краснодар, передо мной стояли конкретные художественные задачи. С театром мы уже были знакомы целый сезон. Непростой для театра сезон - период ремонта. Дальше я присматривался к театру, к людям, а главным образом к краю и городу. Очень важно понять, среди каких людей ты живешь, в каком пространстве, в какой географии.
Из 25 лет 17 лет театром руководил Владимир Рогульченко. Выпускал неожиданные, острые, высокохудожественные спектакли. Он собрал труппу, создал лицо театра, трудился в самое трудное время - 90-е. В то непростое болезненное время сумел удержать артистов среднего возраста, не потерять вкуса, сохранял и наращивал репертуар, выстраивая его на высокой литературной основе. Он создал облик театра и вкус зрителя. Важно не терять эту планку. Мы стараемся поддерживать созданную модель, но вносить в нее то, что соответствует сегодняшнему времени, сегодняшней действительности. Театр развивается, и естественным образом это движение влечет за собой какие-то новые потребности.
Коллектив Молодежки - крепкий, сбитый коллектив. Они вместе прошли через многие трудности и творческого, и экономического порядка. У них были и совместные победы, это сближает. У нас есть такое важное свойство: способность прощать. Поругаться на вечность, а через день уже обниматься и делиться новостями за сутки. И у нас много работы. Нет времени на ругань. Что немаловажно, у нас много семейных пар, а количество детей больше чем людей в труппе. Мы как бы во всем плодовиты.
А еще немаловажна самая архитектура театра, наша особенная многоликая сцена, красота старинного кирпичного фасада и Успенский собор.
Опубликовано
тут