На восьмой день фестиваля критики поняли, что нужно искать что-то новое. Новые формы разговора о театре: пластические или музыкальные. Как говорится, «Говорить о музыке - все равно что танцевать об архитектуре». И вот Леонид Быков придумал стихотворный экспромт о седьмом дне фестиваля. Опубликую его полностью, потому что новые формы - это всегда здорово! Ура, товарищи!
Едва с утра глаза открою,
успев в зерцало поглядеть
и чувствуя себя героем,
на фестиваль мчу к Коляде.
В гостеприимной этой сакле
волшебнику благодаря
мы смотрим разные спектакли
и зренье портим тут не зря.
Хотя в стране избыток места,
Но тесен современный мир
И всех гостей нам видеть лестно,
кто зван на театральный пир.
Нередко жизнь бывает гадка
и портит населенью кровь,
но привезут сюда «Рогатку» -
и есть надежда на любовь.
Я не скажу что гениально,
но убедительно для всех
здесь одиночества реальность
театру принесла успех.
Но там, где пиво, место квасу
найдется - чтоб на разный вкус:
и фарс, какой содержит Васю,
привез на фестиваль Иркутск.
Когда Надежду с дядей Борей
пытал в очках гипнотизер,
смешон, бывало, я не спорю,
душ человеческих позор.
Обычно рвется там, где тонко,
но тут иначе я б сказал,
ведь пионерки Нади громкость
могла разрушить этот зал.
Не надо врать - нас учат с детства,
но исключенье есть и тут:
театр - единственное место,
где рады все: о, как нам врут!
Мы долго говорить могли бы
Про каждый, что здесь был, спектакль.
Но скажем Коляде спасибо!
И до свидания! Не так ль?!
Остальные критики новых форм сходу не смогли изобрести и высказывались обыкновенно, прозой )
«Пассажиры», Ирина Васьковская (по рассказам Набокова), Свердловский театр драмы
Было отмечено, что тема первой волны русской эмиграции отступила на задний план, а на передний вышли общечеловеческие ценности. Несколько затянута экспозиция, не совсем точная работа со светом. «Нарезка» из рассказов Набокова несколько дробит внимание. Эмоциональный центр спектакля - история Эрвина, хорошо сыгранная.
«Навстречу мечте», Ангиза Ишбулдина (по повести А.Баймухаметова), Уфа
Критики единогласно отметили убедительность материала и способа его подачи, хорошую работу драматурга. Сложная тема: жизнь детей в детдоме, - но замечательное решение остранить материал. Зрителю просто рассказывают истории. Все очень спокойно, но в то же время тревожно. Хорошо работает сценография, кубики с буквами, перестановки их всегда оправданны. Хорошо работает музыкальный тон спектакля. Очень «мужской» спектакль: семь актеров, точные удары - никакой сентиментальности, но много внутренних эмоций.
«Рогатка», Николай Коляда, театр Public P, Сербия
Этот спектакль критики назвали деликатным, тонким, отметили качественные актерские работы. Однако сокращение текста привело к некоторой потере мотиваций, и не вполне ясно: зачем Антон приходит к Илье? Как происходит их сближение? Они, по тексту, из разных социальных слоев; в спектакле это не явно. Они, по тексту, оба одиноки; в спектакле Антона волнует только его сексуальная несостоятельность. Что их духовно объединяет - об этом в спектакле не сказано. Несколько не хватило чувства высоты в пространстве; по пьесе герой живет на 8 этаже и выбрасывается из окна, а в спектакле персонажи легко залезают в эти окна.
«Детектор лжи», Василий Сигарев, центр «Новая драма», Иркутск
Критики отметили, что комедия - состоялась. Правда, она могла быть тоньше: подача мужа и жены как пионеров, а гипнотизера как фрика, несколько упрощает проблематику (в которой и нарушение личного пространства, и о том, что личная история человека - это всегда миф). Критики отметили актерское мастерство Наталии Маламуд. Мешало указание на советскую эпоху; музыкальное сопровождение было не всегда точным; было много однообразных ходов.