О шопинге и кошках: два спектакля театра «18+»

May 10, 2017 17:23

Раз уж в Ростове (который на Дону) есть частный театр, занимающийся современной драматургией, почему бы туда и не съездить? - подумали мы. И поехали.



Театр «18+» играет свой пятый сезон. Находится он в ростовском районе Нахичевань, на улице 18-я линия. И, доложу я вам, тут очень интересно. Театр небольшой, примерно на 75 мест, открыт в помещении арт-центра Makaronka (здесь раньше была макаронная фабрика). И у них очень, очень любопытный репертуар, основанный по большей части на художественном вызове, на провокации. Как указано на одной из афиш, «в спектакле используются запрещенные нашим государством слова». А кроме того - жесткая современная драма, актуальная, интересная, играющая с нашими сегодняшними страхами, реалиями и комплексами.

Худрук здесь - Юрий Муравицкий, а главный режиссер - Герман Греков, люди в театральной России известные. И приезжают ставить сюда небезызвестные режиссеры. А еще приезжал Театр.doc. И сами они ездят на фестивали… В общем, театр очень живой, молодой, по-хорошему дерзкий, одновременно весьма ростовский (например, здесь ставят пьесы местных драматургов) и вместе с тем существующий в контексте театральной жизни страны.
Мы посмотрели два спектакля.

«Шокошопинг» - черная комедия по тексту словенского драматурга Матяжа Жупанчича, поставил ее белорус Андрей Савченко. Кстати, один из самых фестивальных спектаклей репертуара: участник VI Международного фестиваля камерных театров и спектаклей малых форм «АртОкраина» и 46-ой Недели словенской драматургии в Словении.
Звучат в полутьме шелестящие слова на Ш: шутник - шутер - шайтан…. и, наконец, шокошопинг.

В центре небольшой сцены - квадратный «ринг», огороженный стойками с канатами: такими разгораживают большие очереди. Это некая подсобка в глубинах супермаркета.  Несмотря на эфемерность стен этого замкнутого пространства, по ходу спектакля оно обретает почти реальные границы: так тщательно обходят его по спирали персонажи, так безвыходно присутствует в нем главный герой.



Главный герой, Джозеф Кёрнер, вообще попал сюда случайно. Алексей Дронов убедительно играет типичную жертву обстоятельств: вот тележка бесхозная попалась … А вот приз обещают, как пятидесятитысячному клиенту супермаркета!..  Вокруг незадачливого покупателя сгущаются насилие и жестокость, а он повторяет, как мантру, что всего-то зашел купить немного хлеба и полкурицы (нехитрый список запечатлен на розовом стикере).



Но вокруг него раскручивается маховик абсурдных событий, совершаемых гротескными и вместе с тем узнаваемыми персонажами родом с разных ступеней карьерной лестницы. Туповатый и агрессивный охранник (Владимир Василатов) может и убить, но при этом он кое-что «знает о Сизифе» (жаль, эта аллюзия так и не раскрывается полностью в спектакле). Вице-президент (Алексей Тимченко) наступит на любое горло, в том числе и свое, для карьерного роста и процветания корпорации. И так далее, и так далее.

Особенно нужно выделить Светлану Башкирову: актриса удивительной пластики настроения, она словно сошла со страниц японского комикса.  Ее менеджер Магдалена - идеальный манипулятор, который может буквально изнасиловать клиента, предлагая свои услуги, томно произнося: «Вы стали членом. Внутренним членом компании». С агрессивным женихом она заискивает и приниженно сутулится, при появлении президента компании ее лицо буквально лучится счастьем. А когда зажигается красно-зеленый свет, который символизирует выход в иллюзорное пространство откровенности, она, скрючив пальцы в хищном жесте, становится настоящей ведьмой.



Если поначалу постановка как-то не совсем держит темпоритм, то к середине действия зрителя увлекает простроенная система взаимодействий между персонажами и энергия текста. А текст по-хорошему абсурдный, он комически и угрожающе сдвигает элементы привычного логического пазла, создавая гротескные арабески смысла. Так, приз юбилейному покупателю включает дешевый медосмотр: «Никто еще не уходил без поставленного диагноза». Менеджер Магдалена рассудительно говорит жениху-охраннику, что всех убить - не вариант, «их слишком много». Артисты несколько дистанцируются от текста, и в какой-то мере текст становится самостоятельным героем, обретает в постановке соственный статус.

Противоречие между личным и корпоративным, между индивидуальностью и системой - главный конфликт спектакля. И если со стороны человека корпорация видится загадочной темной силой, то со стороны системы отдельные личности - это неуправляемые и неорганизованные существа, за которыми все время приходится «подчищать» (один из мотивов спектакля - навязчивая чистота: Магдалена все время протирает стойки, да в отношении трупов главное - их «убрать»).


Любое событие в микромире, огороженном металлическими стойками, оценивается с точки зрения корпоративной этики. Убийство - лишь прискорбная случайность (убитого клептомана, кстати, весьма органично сыграл Герман Греков). В какие-то моменты происходящее достигает кафкианского градуса абсурда - когда Кёрнер буквально исчезает из собственного недавнего прошлого. И главная радость спектакля - когда окружающие все-таки «узнают» его, он отражается в этом социальном зеркале и вновь обретает себя: я человек! я - есть!..

Но, став юбилейным покупателем, он все-таки уже не только личность, но и член - корпорации, системы, которым она может легко пожертвовать. И когда, выходя на поклон, артисты вешают себе на шею кольца из канатов и становятся рядом на колени, очевидно, что это - те самые «скованные одной цепью» из старой песни. Вот только цепь уже другая. Как констатирует харизматичный президент «Шокошопинга» (Александр Овсянников), «люди не убивают друг друга на войне, люди убивают друг друга в магазинах».

«В моей сексуальности виновата кошка» - спектакль по пьесе ростовского автора Анны Донатовой, который поставила московский режиссер Олеся Невмержицкая.

Жанр заявлен как «эротическая пьеса-эксперимент». И вправду, поначалу как будто бы происходит просто презентация пьесы. Из зрительного зала вызывают одну пару зрителей, потом другую...

Но вот читка незаметно переходит в спектакль. Впрочем, на протяжении всего действия артисты будут варьировать дистанцию между актером и персонажем, почти нигде не сводя ее к минимуму, остраняя интонацию и редко откладывая текст пьесы в сторону.



Такая заявленная опосредованность пьесы помогает снять напряжение, которое вызывает в зрительном зале тема спектакля - настоящая, неподдельная эротика, с называнием всех нужных частей и действий!..  В области темы спектакль работает раскрепощающе, снимая внутренние табу на употребление определенных слов и наименование ощущений. И зрители небольшого зала становятся соучастниками в переживании смешных и стыдных историй, о которых обычно не говорят (да и лексики обычно не хватает). А здесь как раз-таки говорят, и весьма откровенно: «Женщины любят, когда большой. - Это мужчины, у которых большой, так думают!».

Предмет спектакля, виртуальная любовь, рассмотрена драматургом внимательно и иронично: здесь отличают секс по скайпу от секса в аське, со звуком и без него. Так же иронично-достоверно подходит и режиссер, показывая на площадке и видеопроекции скайпа, и записи со скрытых камер.

Капризная и раскрепощенная художница Кэт (Людмила Мелентьева) и увлеченный ею Ром (Александр Волженский) переживают все стадии виртуального флирта, вплоть до встреч в реале, ревности и... и все равно, с женой - это «классический реализм», а так - «ранний импрессионизм».



Но в итоге постановка о современных «импрессионанистах» так или иначе становится спектаклем о любви, которая завешается лирико-ироническим видением о страсти в космосе. Здесь режиссер цитирует остроумное решение, с помощью которого PlayBoy в 1975 году изобразил стыковку «Союза» и «Аполлона».



Спасибо театру "18+" за классный опыт.
А скоро едем к ним смотреть премьеру по Пелевину, "Акико". Кто с нами? :)

Ростов, драматургия, современная драма, театр "18+", Олеся Невмержицкая, Герман Греков, Юрий Муравицкий

Previous post Next post
Up