Музыкальный театр давно ждал на свой фестиваль современной хореографии в гости театр балета Бориса Эйфмана. И вот дождался - на пятом, юбилейном фестивале.
В последние годы танцевальные постановки Музыкального театра вступают в смелый диалог с самыми яркими текстами русской литературы: Александр Мацко поставил балеты «Анна Каренина» и «Мастер и Маргарита». Борис Эйфман продемонстрировал, как можно станцевать «Евгения Онегина». Спектакль был показан в Краснодаре впервые и вызвал долгие овации.
Балет Эйфмана - не иллюстрация романа, а воплощенные размышления режиссера-хореографа на темы, заданные Пушкиным. Постановщик отходит от временной определенности, по-своему расставляет персонажные акценты (так, третьим главным героем, кроме Ленского и Онегина, становится генерал), смело сочетает Чайковского и рок-музыку А.Ситковецкого (рок-группа «Автограф»).
Говоря о хронотопе балета, можно, однако, сказать, что он тяготеет к XX веку, что подчеркивает и сценография (вантовый "мост" в задней части сцены), и прямое указание на 1991 год, и костюмы в массовых сценах. Таким образом, размышление об Онегине - это отчасти и раздумье о поколении девяностых, о том времени, когда в нашу жизнь хлынули дискотеки, косухи и рок-н-ролл. Раздумье отчасти ностальгическое - постановщик явно любуется этим развязным, эротичным, свободным периодом.
С самого начала балета Эйфман вступает в полемику с Чайковским, который сделал лирическим героем своей оперы юного поэта Ленского. Здесь яркая личность - это Онегин (Сегрей Волобуев), в его красном костюме; он противостоит массе и выделяется, в то время как Ленский (Дмитрий Фишер), с его обыкновенной любовной историей и с его гитарой, - скорее конформист. А Татьяна (Любовь Андреева) оказывается не столько мечтательной барышней, сколько неловкой девчонкой, так выразительной в своем отчаянии и в пробуждающемся понимании своей женской сути.
Заглядывая в Пушкина через столетия русской культуры и истории, Борис Эйфман уделяет большое внимание ирреальному измерению. Сон Татьяны, а затем и явление Ленского Евгению - явления потусторонние, по-гоголевски жуткие, но сочиненные безупречно красиво и выразительно. Режиссер добавляет и еще один сон - сон Онегина над письмом, которое, наверное, так и не будет отправлено… Муж Татьяны (Олег Марков), генерал, становится слепцом (что дает возможность поставить с ним несколько удивительных по выразительности сцен), и обретает властно-инфернальные черты, в то же время самим своим обликом (черные очки, черный плащ) напоминая о девяностых.
Роман в стихах, роман о любви переведен на язык танца очень чувственно; и в то же время хореограф находит разнообразные средства и для передачи пушкинской иронии. Такие спектакли не только радуют поклонников балета, но и показывают образцы смелого и интересного диалога с литературной традицией.
Спасибо Музыкальному театру за приглашение - и за фестиваль!