Театральная провинция отличается недостатком качественного дискурса о театре. Например, в Краснодаре есть театроведы, которые совсем мало пишут или вовсе не пишут о театре; журналисты, которые пишут часто увлеченно, но не всегда профессионально; и, конечно, деятели театра и театралы, и в каждой среде о театре судят по-своему. Кто-то не без пафоса сказал мне однажды, "Культура к культуре не ходит!" То есть у каждого театра свои заморочки, опытом особенно не делятся.
И общего пространства разговора о театре очень не хватает. Не хватает и профессионального разговора, и обратной связи с аудиторией. Когда в последний раз обсуждали спектакль, например, со зрителями? На моей памяти диалоги с публикой вообще проходили года три назад, когда в "Одном театре" была лаборатория молодой уральской драматургии.
И вот "Один театр", главный источник независимых театральных инициатив города, пригласил с лекционным курсом известного питерского театроведа Дмитрия Ренанского. Интересующиеся театром люди приходили в "Один театр" с 1 по 3 декабря, - сразу обозначив, кстати, круг этих интересующихся. Ренанский не только говорил о театре, точно и убедительно доказывая, что формы театра необратимо и интересно эволюционируют и меняются, но и показывал примеры того, как и чем живет современный европейский театр, - фрагменты спектаклей.
О чем говорил лектор и что смотрели, довольно подробно рассказано у
Оли и у
Иры.
А я не буду повторяться, хочу только сказать, что "Один театр" вновь создает новое пространство - пространство диалогов о театре, где правом голоса обладают все заинтересованные, и критик, и режиссер, и актер, и простой зритель. Обсуждение увиденного и услышанного - важнейшая функция театра как места коммуникации, но только обычно это происходит стихийно, грубо говоря, в туалете или в очереди в гарбероб. А "Один театр" этот разговор устраивает, причем с привлечением экспертов, и это здорово.
Когда мы обсуждали увиденные отрывки из спектакля Хайнера Гёббельса "Max Black, или 62 способа подпереть голову рукой", было много интересных мнений - о чем этот спектакль, и мог ли быть он поставлен в Краснодаре, и есть ли в действительности нужда у зрителя в такого типа новом театре... Мнений было много, но главное - происходила коммуникация. Кто-то радостно соглашался с услышанным, зрители проводили параллели, кто-то спорил, - было живо и по-настоящему. И за эту ситуацию диалога большое спасибо и низкий поклон "Одному театру", который становится площадкой новых и новых театральных инициатив.