Из литературного Петербурга (раз уж к Бродскому попасть не удалось) мы выбрали Пушкина, тем более что и дитя о нем кое-что знает.
У
ютный дворик на Мойке, 12.
В Музее Пушкина два главных "отделения": экспозиция о жизни и творчестве и экскурсия по музею-квартире, где Пушкин жил последние четыре месяца жизни.
На первую экспозицию попасть легко, на вторую сложнее: экскурсии быстро раскупаются, но если прийти до обеда, попасть не сложно: мы пришли в 11.50 и попали на экскурсию на 12.40. А пока можно посетить экспозицию или полюбоваться на исторические булыжники.
В музейной экспозиции наверху можно увидеть старинные рукописи и книги, портреты и пейзажи, некоторые подлинные вещи пушкинской эпохи. На ее самостоятельный осмотр уйдет около часа, можно и здесь экскурсию заказать.
Бальные туфельки. Очень маленькие :)
Этот диван принадлежал Н.Гнедичу - тому самому, что перевел "Илиаду".
Театральный бинокль и бальная книжечка (записывалось, с кем девушка танцует какой танец). Книжка - размером с марку, не больше.
Масонский перстень. Моя любимая тема!
Конечно, рукописи.
Рабочий уголок.
Малоизвестный карандашный набросок - портрет Пушкина, набросанный В.М. Ваньковичем.
Кошелечек.
Декабристы.
Старинная мебель и арфа.
В одном из залов - копия головы Медного всадника.
И видно, что зрачки у него в самом деле в виде сердечка, "смотрит на Питер влюбленными глазами".
В одном из последних залов - Нащокинский домик: очаровательная модель дома 1830-1820-х годов, где все предметы подлинные и работают: играют фортепиано и гитара, стрееляют пистолетики! Прекрасной развлечение начала XIX века :)
И вот подошло время экскурсии по музею-квартире. Здесь сохранилось много подлинных вещей самого великого поэта.
Поскольку он жил здесь лишь последние месяцы, в общем экскурсия - это история о том, как он стрелялся и умирал.
Вот те самые пистолеты. "Писал рэп, умер в перестрелке".
Семья Пушкиных с прислугой снимала целый этаж, платить должна была 4300 рублей в год, плюс дрова. Нас провели по комнатам и рассказали о них.
В гостиной.
В детской.
И, наконец, кабинет. Тут, на диване, Пушкин и закончил свой славный путь.
Любимая поэтом чернильница с арапчонком.
Выходим из музея с сувенирами - и прогулка по жаркому Марсову полю.
Суворов в виде Марса смотрит на Литейный мост.
Вау! Живой
Джон Шемякин!!!
Вот в этом здании лютеранской церкви пройдет спектакль "Сталкеры", созданный для фестиваля "Точка доступа".
А именно, в катакомбах!
В советское время здесь устроили бассейн.
А сегодня играют проект "Сталкеры": три драматурга (Мария Зелинская, Алексей Слюсарчук, Максим Курочкин) написали текст для трех актеров-режиссеров (Борис Павлович, Александр Машанов, Женя Анисимов).
Зрителей встречают герои "Сталкера" Тарковского, и разворачивается диалог с фильмом, со Стругацкими, с историей съемок, с личными историями.
Перед героями - пространство, покрытое подой, своего рода мини-образ Зоны: здесь в воде плавают рыбки, валяются реторты, и по ней шлепают герои, промачивая ноги до колен. Ощущение физического неуюта находит продолжение в неуютных, бередящих разговорах, которые быстро выходят за границы "фанфика по Сталкеру" и на полтора часа погружают в пространство личного выбора, вопросов к себе.
Текущая вода - средство монтажной склейки и выхода на новые уровни. А еще наконец соединяют два бередящих душу исполнения стихотворения "Только этого мало" - "под Кайдановского" и от Ротару: приемник, вдруг запевающий "только-только-только этого мало", оказывается настоящим объектом непредсказуемой и опасной Зоны.
Спасибо за этот интересный опыт!