В российском обществе происходят отвратительные вещи, и "Тангейзер" был лишь первой ласточкой.
Буквально вчера "активисты"
забросали яйцами детей с историческими докладами; в самарском вузе девушка задала священнику вопросы о доходах церкви - и
была обозвана "свинюшкой", которую никто замуж не возьмет; "эксперты"
нашли признаки экстремизма в картинах Васнецова. Так посмотришь на факты одного дня - и понимаешь, что живешь в каком-то заколдованном месте несвободы.
А ведь тенденция очень давняя, просто все шло исподволь.
Например, у нас в вузе, еще пятнадцать лет назад, историю религий вел священник, Алексей Касатиков, настоятель одного из краснодарских храмов. Кандидат педагогических наук, между прочим. Приезжал на черном джипе, ходил по университету с дюжим рыжим подручным.
Его курс был по-своему любопытен: "объективная" история религий с точки зрения православия. Получалась история вечной битвы православия с другими: "Евразия всегда воевала с Океанией", как известно. Но для студенток с некритическим складом ума, боюсь, было не очень интересно.
По его версии (это я тогда удивлялась, потом привыкла), в принципе все остальные религии, с начала времен, так или иначе отпочковались и отвратились от истинной, которая и есть православие. Помню нарисованную на доске аудитории схему, в которой наша религия была вектором истинной веры - от сотворения мира и до второго пришествия, ровно слева направо, - а остальные отклонялись от ее временной оси, раньше (ислам) или позже (протестантизм).
Он с гордостью рассказывал нам, как пришел в религию с образованием физика, после поиска себя в кришнаизме. Его конек - борьба с сектами.
По отношению к нам, неразумным, отец Касатиков вел себя снисходительно, повторяя: "И вообще вы сами себе враги".
Но вот по отношению к людям более известным отец Алексей более страстен.
Ведь именно он некоторое время спустя
плюнул в Марата Гельмана перед открытием выставки ICONS.
Фото Игоря Глазко.
О своем поступке отец Алексей
говорит так: "Я действительно говорил с Гельманом на языке современного искусства. Это момент истины: готов ли человек к себе применить то, что применяет к остальным? Свое сало к своим мусалам. ... Если же в акциях Гельмана ничего предосудительного не усматривается (а именно это - логика современного искусства), то и в моем художественном плевке ничего оскорбительного нет".
На видео ниже отец Алексей - без рясы, в клетчатой светлой рубашке.
Click to view
После плевка отца Касатикова начальство его пожурило: на него было наложено прещение, церковная мера дисциплинарного наказания. Выразилось это в том, что он был исключен из состава епархиального суда.
Но по сегодняшний день отец Касатиков остался настоятелем храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». И
преподает в Кубанском государственном университете.
Фото Михаила Ступина.