Герметичный офисный триллер
Театр драмы, который славится пристрастием к привычным формам и старым текстам, показал спектакль молодого режиссера Ольги Стороженко по современной европейской драме. Получилось интересно и даже захватывающе.
Ольга Стороженко - студентка режиссерского факультета легендарной Щуки, Театрального института имени Щукина. Выбранная для постановки пьеса «Метод Гронхольма» прославила испанского драматурга Жорди Галсерана во всем мире. Галсеран - не только писатель, но и одаренный переводчик: так, он перевел на испанский «Ревизора».
В «Методе Гронхольма» есть что-то от гоголевского сюжета; вот только непонятно, кто тут ревизор. Четверо претендентов на престижную вакансию, прошедшие каждый уже по три собеседования, так и не могут дождаться проверяющего - и вынуждены общаться друг с другом, доказывая право на высокую должность.
Впрочем, немало в сюжете и от Кафки: стильный офис компании оказывается замкнутым, безвыходным помещением. Настоящий карьерист не покидает поле боя, даже когда обнажаются его личные тайны и даже услышав о смерти матери. Как в детективах или в ток-шоу на выбывание, задания по отбору становятся все более причудливыми и жестокими, а претенденты обращаются из соперников во врагов, норовя ударить друг друга побольнее - и правда, в какой-то момент дело доходит до настоящей драки.
Давно на сцене драмтеатра не было остросюжетных историй. Но ценность выбранного материала даже не в саспенсе, а в том, что это пьеса о настоящем времени: о глобализме, об обществе потребления, о религии топ-менеджмента. О том, как карьерная лестница меняет сущность личности, подменяет истинные ценности ложными. И о том, как подлинное лицо человека намертво упаковывается в оболочку офисной натужной приветливости или умеренной брутальности, - так же, как органично герои примеряют на себя личины клоуна или тореадора.
Сюжет об офисной лжи, об умении убеждать и вызывать эмпатию оказывается очень актерской историей. В «Методе Гронхольма» молодому режиссеру и его команде удалось создать точный ансамбль, не эксплуатируя привычные амплуа, а раскрывая новые грани актерской индивидуальности.
Открытием стал образ Алексея Мосолова - кажется, первая большая драматическая роль актера на краснодарской сцене. Его стильный Карлос демонстрирует уверенность в себе; но суровые запросы закадровых психологов кадровой службы заставляет его то униженно раскрывать личные тайны, то сражаться со стулом - равно эффектно и убедительно. Тонкость интонационного, пластического и мимического сопровождения перерождений персонажа демонстрирует мощный драматический потенциал актера.
Интересная и содержательная роль досталась и Георгию Хадышьяну: его Энрике появляется в шутовском, неуклюжем обличье, заставляет жалеть его и вновь оборачивается недобрым шутом, игроком. Переходы от жалкого «маленького человека» к демагогу-политику и к холодному, собранному профессионалу показывают высокий уровень актерской точности и самоотдачи.
Мерседес Юлии Романцовой также полна сюрпризов: именно она совершит на испытании самый поразительный поступок. Ее персонаж противостоит напору троих мужчин, демонстрируя место женщины в офисной культуре. Актриса легко берет сложную роль, подтверждая свой высокий статус на краснодарской сцене.
Четвертый соискатель, Фернандо Олега Метелева, занимает в истории особое место. Самый закрытый, самый высокомерный, самый нетерпимый, он и после раскрытия страшных тайн и крушения надежд находит в себе силы на то, чтобы подняться из пепла, и, подхватив солидный дипломат, уйти высоко подняв голову: к новой лжи, к новому лицемерию. В конце пьесы автор формулирует важный закон кадровой политики: «Нашей фирме не нужен хороший человек, который прикидывается сукиным сыном. Нам нужен сукин сын, который прикидывается хорошим человеком». Юбилейная сотая роль Олега Метелева стала настоящим подарком для поклонников актера.
Ольга Стороженко выступила и как художник-постановщик, оформив лаконичное офисное бытие и расставив точные цветовые и стилистические акценты в костюмах персонажей. Ничего лишнего: стол, офисное кресло (которое становится то быком, то парашютом), футуристические серые стены причудливыми трапециями - в конце задняя стена вдруг подвигается все ближе, ближе, норовя столкнуть «последнего героя» в зрительный зал и окончательно разворачивая действие к аудитории. Потому что игра в корпоративную культуру и в офисные ценности - это о каждом из нас.
Отредактированная версия
тут