Настоящий детектив: впечатления-2

Jan 11, 2015 09:42

Первый раз мы смотрели этот сериал, как заполошные: ухватывая только что вышедшую серию из Вконтактика, спешили, торопились, отслеживали сюжет и уделяли мало внимания деталям. Было очевидно - вышло нечто атмосферное, умно построенное, хорошо сыгранное, с балансом философии и мелодрамы, ужастиков и производственного полицейского романа.
Второй раз просмотрели на этих каникулах, - вспоминая забытое и подмечая ускользнувшее, в частности, в переводе (второй раз смотрели на английском).


Харрельсон в этом сериале открылся для меня как серьезный актер, ну а Макконахи я вообще впервые выделила из сонма голливудщины. Парочка получилась весьма атмосферная; и если в "Твин Пиксе" (который оказался для меня потеснен с пьедестала) агент Купер Каэла Маклафлина неудержимо солировал, то тут главный герой - двойной, настоящие напарники, как это и принято в американских полицейских кино (которые тут сурово осмеяны). Кажется, сериал включает иронические аллюзии на все виды предшествующих ему жанров - здесь и нуар, и южная готика, и ужасы, и лирика полицейской дружбы поданы под легким фокусом иронии, который можно, конечно, и не сразу разглядеть (хотя нагромождение, например, кукол и видеокассет в лесном доме все-таки указывает на некую гротескность этого хронотопа). Женщинам здесь, конечно, не повезло: кажется, на них распространился пессимистический взгляд главного героя: даже "положительная" красавица-жена Марти при случае беззастенчиво использует его напарника, а остальные и вовсе, скажем прямо, шлюхи. (Кстати, создатели сериала, говорят, учтут и как-то выправят этот перекос во втором сезоне - если, конечно, его возможно выправить :).
Главное достоинство сериала, по сравнению с тем же "Твин Пиксом" (по крайней мере, вторым его сезоном), - неукоснительная последовательность и логичность сценария. Конечно, есть некоторые провисания и тут (так, кажется, мы так и не узнаем, был ли Раст в Аляске несколько лет или занимался чем иным), но в основном все выдержано: два плана повествования, колоритные, логично поступающие герои, завязка, которая оказывается совсем даже и не завязкой, и развязка - пусть не окончательная, но, как справедливо указывает Марти, "мы сделали свою часть работы". И если хозяева "Твин Пикса" в конце ушли в глубокий демонизм, и борьба Купера с Бобом оказалась однозначно проиграна (и я первая буду рада, если в обещаемом продолжении TP это будет опровергнуто!), то сценаристы "Настоящего детектива" пошли другим путем, выбрав мелодраматичный и философский финал, который по контрасту с общей мрачностью сериала не кажется ни слащавым, ни вымученным. "Как по мне, свет побеждает", - утверждает герой Макконахи, и помня о его риторике, ошеломляющей напарника и зрителя на протяжении восьми серий, это утверждение оказывается больше чем проблеском оптимизма, a death is not the end наполняется, неожиданно и вопреки всему, светлым смыслом. Наверное, для меня самое ценное в посыле этого фильма - именно это упрямое, вопреки всему, утверждение гуманизма, экзистенциальное настаивание на том, что в жизни, при всей ее безвыходности, есть смыслы, стоящие всего происходящего.
Создатели сериала позаботились о том, чтобы показать нам не только ождание ужаса, но и сам ужас, - Каркозу, желтого короля и одного из самых отвратительных злодеев в кино. Причем его отвратительность особенно очевидна, как это и бывает, даже не в сцене его столкновения с полицейскими (там проявляются скорее его сила и мания величия), а в обращении с его, прости господи, домашними, - сцены на грани фола. Ну, кто видел, тот поймет, а мне бы, конечно, развидеть; впрочем, гротеск и ирония всем нам в помощь.
Гримеры чудно преображают героев; и если Марти за семнадцать лет растолстел, облысел и грустно посолиднел, то Раст стал просто другим человеком, - так же, как вы не узнаёте златовласого героя мелодрам в иссохшем персонаже "Даллаского клуба покупателей".


Может показаться, что герой Макконахи выходит на первый план, однако в этой актерской паре Харрельсон ничуть не слабее: они играют друг в друге, как зеркала, выявляя острые углы того и другого характера: одинокий философствующий пессимист с надломленной психикой и видениями (Раст) противостоит не хватающему с неба звезд, но честному семейному полицейскому, который воплощает все благоглупые заблуждения социума, оставаясь при том неплохим парнем, ну разве что слабым на девушек с формами (Марти). Все у них идет вразлад: и на семейный ужин Раст является пьянющим, и субординацию нарушает, и даже, повинуясь законам нуар-детектива, однажды переспит с женой напарника (в чем тот, конечно, сам виноват со своими изменами, но все же, все же - "выбор есть всегда"). Но эти двое нужны друг другу: видения одного дополняются прямолинейной логикой другого, и загадку зеленых ушей "макаронного монстра" все-таки раскрывает не фанатично занимавшийся этим делом Раст, а Марти.
Грядет второй сезон, с, прости господи, Колином Фаррелом, а также Винсом Воном и другими. Есть сомнения, что столь высоко заданная планка будет взята еще раз. Возможно, именно стремление избежать судьбы второго сезона "Твин Пикса" подтолкнуло создателей TD сменить историю и геров. Что ж, ждем-ждем, - это точно жданчик года, наряду с очередными "Играми престолов".
А как вам? Или вы не смотрели?

детектив, true, рецензии, сериал, кино

Previous post Next post
Up