Оригинал взят у
tim_time в
СПЕКТАКЛЬ "ПАРАЛЛЕЛИ" В "ОДНОМ ТЕАТРЕ"Параллели
Начать рецензию, как водится, следует с предупреждения о том, что в ней описываются вымышленные события, и любое сходство персонажей с реальными людьми является случайным речь в ней пойдет о реалиях Краснодарской культурной жизни. Поэтому сразу хочу извиниться перед жителями других городов, читающих мой ЖЖ (если таковые имеются): расценивайте этот пост как очередное приглашение при случае посетить Краснодар и посмотреть спектакль, о котором пойдет речь ниже. Я впервые увидел "Параллели" - если можно так выразиться, "якорную" постановку в "Одном театре" (г. Краснодар), - более полугода назад. С тех пор я посмотрел этот спектакль, если не ошибаюсь, уже 4 раза (при том, что когда-то я всерьез боялся смотреть полюбившиеся постановки по несколько раз). В первый раз, как сейчас помню, я попал на широко разрекламированные "Параллели" на Крещение. Забегать домой после освящения воды было некогда, поэтому я приехал в "Один театр" с двумя 5-литровыми бутылями в руках. Картину дополняли сильнейшая головная боль и температура. Что и как я собирался в таком состоянии воспринимать - сам не знаю. Но после спектакля у меня случился катарсис. Мне тогда показалось, что я понял о спектакле все. Минимум декораций, всего два персонажа - Мужчина и Женщина. Скупое музыкальное сопровождение. В кульминации звучит песня А. Градского "По четвергам старик приходит" на стихи В. Набокова (на самом деле это совсем коротенькое стихотворение, из которого Маэстро сделал психоделический эпик) - наверное, именно поэтому в афише спектакль характеризуется как поставленный «по мотивам произведений Набокова». Еще не обошлось без отсылок к творчеству П. Мамонова - его песню исполняет один из актеров, Алексей Мосолов. При всей психоделичности антуража фабулу спектакля можно свести к линейному повествованию о взаимоотношениях полов на всем протяжении человеческой жизни. Обуреваемый эмоциями, я вскоре собрался посмотреть этот спектакль еще раз - настроившись повторно испытать тот самый экстаз, которым ознаменовалось мое первое знакомство с сольным проектом Алексея и Аллы Мосоловых. Увы, эмоции нельзя испытать по заказу. Не помню, что именно у меня были за ощущения - ведь я толком ничего тогда не понял. Осталось лишь смутное воспоминание о каком-то «загрузе» - иррациональном, не поддающемся объяснению. Я потом пытался обсудить такую странную и неожиданную метаморфозу моих ощущений с Алексеем - но разговор свелся к самоочевидному «двух одинаковых спектаклей все равно не бывает». Забегая вперед, скажу, что в дальнейшем мне приоткрылась возможная природа такого «загруза» - но утверждать наверняка я ничего не могу. Слишком смутным и ускользающим было мое предыдущее ощущение, граничащее чуть ли не с разочарованием. Впрочем, это я в себе разочаровался тогда как в театрале - и поделом! Нечего было уподобляться капризному ребенку, который заранее настроился получать удовольствие - вынь да положь! - словно по мановению волшебной палочки.
После этого странного опыта я зарекся ходить на свой любимый спектакль. Хотя мне нужно было встретиться по делу с Алексеем и Аллой, и они меня звали заглянуть на огонек в «Один Театр». Я реально боялся снова разочароваться - точнее, расстроиться. Но обстоятельства сложились так, что долго упорствовать в театральной абстиненции мне не довелось. Под занавес сезона я посмотрел «Параллели» в третий раз, и спектакль показался мне как никогда легким и светлым. Наверное, все дело было в том, что я ни на что заранее не настраивался (ура!)
А еще я вспоминал постановочную фотосессию, которую ребята подготовили во время работы над спектаклем. И мысленно тогда уже начал писать рецензию. Помню как сейчас: мне хотелось рассказать о том, что «актеры слой за слоем избавляются от конкретики, чтобы обнажить метафизическую сущность своих образов». Я понял, что безмерно уважаю артистов, по своей воле решивших шагнуть за грань привычной реальности, в которой мы все играем какие-то роли, носим какие-то маски и т. п. (к слову, Дэвид Тибет из Current 93 как-то раз сказал, что ему интереснее всего срывать с людей маски, под которыми обнаруживаются новые маски, и так - до бесконечности). Поймите меня правильно: на протяжении спектакля Алексей и Алла примеряют на себя различные амплуа, которые предлагает жизнь героям постановки - но в основе сценических образов все равно лежит стремление актеров передать архетипическую сущность своих персонажей. Здесь никто не хочет специально понравиться зрителям. И показаться некрасивым тоже никто не боится. Красота, уродство - можно сколько угодно спорить о том, объективные это понятия или субъективные. Но факт остается фактом: они прежде всего характеризуют форму. В то время как и спектакль, и фотосессия суть одна большая деконструкция формы как манифест примата содержания. Функция формы с точки зрения актеров спектакля сводится исключительно к способу существования внутренней сущности в объективной реальности. Минимум одежды, волосы у Аллы собраны в пучок, а у Лёши - просто присыпаны мелом. В общем, ничего лишнего. Ничего такого, что отвлекало бы внимание от сути. Повторюсь: ребята недвусмысленно поставили себя «над» привычной системой координат. А как иначе вместить в часовой спектакль онтогенез отношений между мужчиной и женщиной с рождения и до самой смерти - причем не отношений (это было бы слишком просто), а самих персонажей? Причем надо отдать актерам должное: история получилась из серии «… и умерли в один день». Только не надо сейчас ругать меня за спойлер: ткань спектакля получилась настолько невесомой и неосязаемой, что каждый из зрителей, уверен, найдет там для себя что-то свое. Даже прочитав мою рецензию. В общем, пассаж вроде «а тех, кто хочет посмотреть спектакль, я попрошу приглушить звук своих телеприемников; для остальных же после некоторой паузы сообщу счет» видится мне неуместным.
В четвертый и (пока?) последний раз я посмотрел «Параллели» уже после переезда «Одного театра» на новую площадку. Иссиня-черные стены не только повысили градус мрачности спектакля (об этом - позже), но еще и оказались на редкость шершавыми, и теперь с каждой новой царапиной на телах актеров к монохромной палитре спектакля добавляется еще один цвет - алый. Забегая чуть-чуть вперед, скажу, что - по словам самих ребят, - изменения в антураже не замедлили сказаться на энергетике самого спектакля. Так что кожа артистов, до крови расцарапанная жесткой и шершавой стеной, стала своего рода метафорой трансформации зрительского восприятия. Стены тут виноваты или нет - не знаю, но… Спектакль действительно стал жестким, даже жестоким. Причем … Меня не покидает ощущение, что - если судить по фотосессии, например, - он изначально задумывался примерно таким. Но у спектакля, - как и у человека, - тоже есть свой онтогенез. И если поначалу все было под контролем, и Тварь - т. е. Спектакль, - смотрела на своих Творцов снизу вверх (а Творцы в это время наверняка сетовали на то, что не все планы и замыслы удалось в полной мере воплотить), то… В какой-то момент спектакль начал жить собственной жизнью, и актерам уже ничего не оставалось, кроме как отойти в сторонку и почтительно наблюдать за метаморфозами своего детища. Если спектакль и задумывался таким, то … Готовы ли были Алла и Леша к встрече со столь полным воплощением своих самых смелых творческих амбиций? Из разговора с Алексеем, во всяком случае, я узнал, что ребята собираются поработать над постановкой, чтобы сделать ее менее мрачной. Не уверен, что это стоит делать. Очистив (невольно???) спектакль от внешних украшений, выкристаллизовав его, ребята - не в последнюю очередь благодаря этому, - смогли сказать самое главное. Вспомним, что говорил Леонид Федоров об искусстве вообще: «Страстность, мне кажется, всегда связана с каким-то поводом, а повод - вещь сиюминутная. Прошел повод, и во что превратилась страсть? А отстраненность - великая мощь, сила, свобода. Такое произведение ложится на любое настроение. Мне в какой-то момент показалось, что русское искусство, за малым исключением, грешит именно страстностью, чувственностью. И, к сожалению, через это уходит само искусство, уходит его сила. А вещи самые бескомпромиссные, они всегда бьют сильнее всего”. Так что чем условнее мессадж спектакля - тем он конкретнее и действеннее. Парадокс? Как сказать...
Покойный Пятигорский (говоря об эмиграции, но сути дела это не меняет) в свое время сказал буквально следующее: «Заприходованное, освоенное место не может быть местом философии. В этом месте никто не живет. Там только воздух, и больше ничего кроме него. Там можно дышать холодным, чистым воздухом твоей свободы. А так чтоб одновременно родина, семья, нация, язык, мир… Нет. Вселенная.. Нет, ну Вселенная - ладно. Помиримся». Так вот. Мне всегда казалось, что семейный дуэт Мосоловых нашел дорогу к этому самому «месту философии», где легкие наполняет холодный и чистый воздух внутренней свободы. Сходите на спектакль «Параллели»: возможно, вы почувствуете то же, что и я …