Dec 14, 2013 01:31
Позапрошлый пост вызвал вопросы про чувство вины. Видимо, я реально привык к тому, что его в христианстве без причины нет, и сам уже с трудом вспоминаю, откуда это взялось.
Но вообще я решил забабахать пост про грех. Что, кстати, лично мне не совсем приятно. Любые занятие с новой группой в ВШ приходится начинать с этого, когда я хотел бы наоборот о хорошем. Но действительно есть необходимость.
В целом грех - это то, что мешает всем жить, но с чем мы все живем. И как любое явление, в котором мы живем, его непросто описать - мы же в нем живем. Но если кратко есть три распространенных представления, каждое из которых описывает, что такое грех. Ошибка. Преступление. Болезнь.
Ошибка - это практически словарное значение и подстрочный перевод. В русском языке есть до сих пор слово "огрех". Сделал ошибку - получил результат.
Понятие преступления разработано, чтобы описать грех в терминах свободы, ответственности, заповедей, правил. Тут важно, что человек может грешить сознательно, пренебрегая хорошим и нарушая правила. И тут ему вообще-то уместно испытать вину и раскаяться - без этого никак.
А представление греха как болезни описывает, как и почему у человека появляются и развиваются греховные стремления - страсти в аскетической литературе. Проще всего работает пример с алкоголиком. Может считать, что пить круто, а потом передумать и раскаяться, но пить все равно будет тянуть. Или с детства можно ребенка споить - запросто. И вот это в целом реальная проблема. Сейчас человеку сложно представить, зачем он будет нарушать в раю полезные и правильные заповеди. Но зато ему легче представить, как он в жизни привыкнет к героину ненавидеть ближнего, так что что потом не сможет отвыкнуть. Прям как говорил Ж.П. Сартр.
Надо сказать, что это не единственные представления. Вон известный в некоторых кругах профессор Толкин использовал ещё два: диссонанс в музыке и искажение в замысле. И они тоже добавляют к пониманию, хотя если бы они были одни, было бы гораздо хуже.
Проблемы с чувством вины возникли в западной религиозной культуре, как мне кажется, потому что в католическом и протестантском богословии очень педалируется понятие преступления, проступка. И прочие аспекты греха тоже пытаются описывать через него. Что вызывает неизбежные трудности.