Хороша студенческая жизнь: сидишь на берегу ласкового Северного моря, вода теплая, словно парное молоко, белый песок пляжа все еще хранит жар уходящего за горизонт солнца, а свежий морской бриз, легко касаясь волос, доносит дразняще-одуряющие запахи свежеприготовленной в кляре трески − настоящего голландского деликатеса. Только за этот миг студенческих каникул стоило бы выбрать обучение в Нидерландах.
Моду на образование за рубежом ввел Петр Первый, когда, инкогнито отправившись на год в составе «Великого посольства» − официальной делегации дипломатов, переводчиков, священников, лекарей, слуг, солдат и офицеров охраны, а также волонтеров и мастеров, решил изучать кораблестроение и военно-морское дело в Королевстве Нидерландов. А затем именно в Голландию царь Петр Первый посылал из России «многое число людей благородных», которые ехали в Европу за знаниями: научиться строить корабли и дома, отливать пушки и лечить людей, производить сложные математические вычисления и писать законы. По словам историка Макколея, «это путешествие составляет эпоху в истории не только России, но и во всемирной истории». Именно петровское желание перемен в своей стране и тяга к знаниям послужила той отправной точкой, после которой нескончаемый поток студентов из России не иссякает и по сей день.
А так ли хорошо зарубежное образование? Давайте рассмотрим на примерах. В Нидерландах дети отправляются в школу, едва им исполнится 4 года, школьное образование в стране обязательное, да-да, именно обязательное, потому что за пропуск ребенком школы без уважительной причины родители могут отправиться за решетку на месяц или заплатить штраф, сумма, которого строго зависит от причины прогула, и это совсем не шутка! Существует даже статья в местном гражданском кодексе «Обязательное обучение 1969», закон принят королевой Нидерландов Юлианой 30 мая 1968 года.В стране огромный выбор общеобразовательных школ как с классическим, традиционным образованием, так и с экспериментальным: есть государственные, «свободные», католические, протестантские, мусульманские, валдорфские и частные школы.
Школы делятся на начальные, где возраст учащихся от 4 до 12 лет, и на средние, в которых ученики от 12 до 18 лет. Все эти школы объединяет только одно: инклюзивное образование, когда наряду с обычными детьми в школе проходят обучение и дети с особенностями развития. Один из плюсов Нидерландов − это прекрасное отношение к людям с ограниченными способностями. В государственных школах обычно переполненные классы, наполняемость и состав которых зависит от месторасположения. Есть так называемые «черные школы», где большинство учеников из неблагополучных семей, криминальные подростки, а есть «белые школы», в которых учатся дети врачей, адвокатов, ученых, инженеров, сотрудников крупных компаний. Но и в таких школах есть проблемы. Так, например, у Ирины из Утрехта сын учился в общеобразовательной католической начальной «белой школе», не мог дома общаться с мамой на русском языке, читать русскоязычные книги, смотреть мультфильмы из России, руководство школы занижало его оценки и официально запретило ему фактически расти и развиваться в двуязычной среде. А Мадина из Амерсфорта, дети которой тоже учились в общеобразовательной городской школе, вынуждена была перевести их в «свободную» школу, чтобы детей не дразнили, а преподаватели не игнорировали на уроках. В общеобразовательной школе преподаватель не отвечает за качество учебного процесса, то есть при плохой успеваемости ответственность несут родители и сам ученик. Учитель как лектор только начитывает материал, а ученики должны самостоятельно решать, что с этим учебным материалом делать дальше. Именно родители и сам ребенок несут ответственность за самомотивацию, развитие личности и эмоционального интеллекта. В 12 лет каждый маленький голландец сдает так называемый СITO-тест − письменный экзамен на срез знаний, полученных в школе за 8 лет, аналог российского ЕГЭ, по результатам которого переходит в среднюю школу. Но здесь есть определенные нюансы. Так, если в России разница между учениками выражается в оценках как показателях успеваемости, то в Нидерландах будущее ребенка зависит исключительно от результатов СITO-теста и последующей рекомендации классного руководителя. Согласно результатам и рекомендации ученик переходит на следующую образовательную ступень: в гимназию, дающую возможность продолжить обучение в университете, или на ступень HAVO, которая предоставляет возможность последующего поступления в институт; ну а тем, кто плохо сдал тест, − дорога в ПТУ.