История голландского чаепития начинается в 1610 году, когда первый чай был завезен в Европу голландскими купцами.
Странный напиток обратил на себя внимание врачей, аптекарей и знахарей. Чай стали использовать в качестве чудодейственного средства от всех болезней. Не обошли своим вниманием растение из Азии местные коллекционеры, включившие в свои гербарии сухие ферментированные листья. Первая такая коллекция появилась в Лейденском университете
Где-то с середины 17 века чай постепенно стал приобретать свою элитарность, его уже пьют из тонкого фарфора чашек в салонах аристократов не потому что так прописал аптекарь или домашний врач, а потому, что горячий ароматный напиток нравится на вкус. Так, например, дамы, посещая друг друга со светским визитом, за предложенной чашкой сплетничают о семейных драмах, балах и вечеринках, иногда ведут светские беседы о политике, искусстве и литературе.
Таким образом чаепитие становится местом обмена социальной информацией, которому в середине 17-18 веков придавали больше социального значения, чем было принято раньше.
Голландские мастера пишут натюрморты, где центральное место занимают чайные атрибуты: тончайшего фарфора китайский сервиз, ажурно-расписанный чайник, рассыпанные чайные листья.
Прекрасной иллюстрацией служит картина "Натюрморт с чайными чашками" голландского художника Золотого века, Питера Геррита ван Рустратена, (1630-1700), его серия натюрмортов на чайную тему находится во многих коллекциях всемирно известных музеев.
Влияние голландской живописной школы можно увидеть в продолжении чайной серии натюрмортов 18 века швейцарским художником Жан-Этье́н Лиота́ром. Одна из его известных картин -натюрморт с чайным сервизом, которая находится в коллекции музея Пола Гетти в Лос-Анжелесе.
Чайные традиции в Голландии 17 и 18 веков развиваются поэтапно, первый этап -это прежде всего целебная сила напитка. Затем чаепитие приобретает важную социальную роль, позволяя зажиточным женщинам и дамам дворянского сословия играть важную роль в светском обществе.
Постепенно традиция чаепития выходит за пределы артистократических гостиных и становится все более востребованной среди остального населения страны