Эсеровский терроризм и политика

Jan 04, 2013 11:22

Оригинальная карточка на тему убийства великого князя Сергея Александровича 4 февраля 1905 года.
Мне очень понравилась. С большим трудом нашел.

Я знаю, моим критикам и фанатам великокняжеской семьи эта открытка тоже понравится. Так и вижу, как в недалеком будущем ей иллюстрируют множество статей и постов о кровавых революционных террористах и алапаевских мучениках, старательно забывая дать ссылку на источник.
(Только имейте в виду: эта открытка - то ли итальянская, то ли испанская, а в Российской империи убийство великого князя - а тринадцать лет спустя и расстрел бывшего императора - вызвало совсем другие отклики). Кстати, обратите внимание на персонажа на втором плане




Под катом-немного о влиянии, которое оказало убийство великого князя Сергея Александровича на Николая II и внутреннюю политику самодержавной власти.



По мнению А.В. Герасимова, начальника Петербургского охранного отделения, «растерянность правительства в 1904-1905 годах во много объяснялась паникой, созданной успешными покушениями на Плеве и великого князя Сергея Александровича».
Директор Департамента полиции А.А. Лопухин считал, что «ответом на событие 9-го января 1905 г. была не какая-либо уступка общественным требованиям, а учреждение должности петербургского генерал-губернатора и назначение на эту должность генерала Трепова. Тот страх, который привел Николая II к подписанию рескрипта на имя Булыгина о народном представительстве, был внушен ему совершившимся за две недели перед тем убийством великого князя Сергея Александровича. Оно знаменовало для Николая II близость опасности для него лично, оно и толкнуло его на попытку эту опасность предотвратить».
Д.Н. Любимов, управляющий канцелярией МВД, говорит о громадном значении для дальнейшего развития событий убийства великого князя, отмечая, что охранительные силы лишились главной своей опоры.
Супруга великого князя Павла Александровича О.В. Палей 8 февраля 1905 года записала в своем дневнике: «Спала я так себе, все думала о С.[ергее ]А.[лександровиче], и о нашей жизни - что то будет дальше! Дай Господи остаться в Париже!»
С.Ю. Витте в своих мемуарах называет убийство великого князя «исключительным событием».
В «Воспоминаниях» П.Н. Милюкова налицо прямая взаимосвязь между событием 4 февраля 1905 года и известным рескриптом Николая II о созыве Булыгинской думы.
По мнению одного из лидеров земского движения Д.Н. Шипова «акты, обнародованные 18 февраля, явились полной противоположностью актам, опубликованным 12 декабря <...> из сопоставления этих двух актов легко усмотреть, что то, что осуждалось 12 декабря и за что сулились строгие кары, 18 февраля представлялось вполне правомерным и удостаивалось высочайшей благодарности», причем Д.Н. Шипов отмечает, что власть решилась на это под влиянием нарастающего революционного движения, особенно демонстрации 9 января 1905 года в Петербурге и убийства великого князя Сергея Александровича.
И.В. Гессен писал, что убийство великого князя произвело на верхи огромное впечатление и вызвало еще большее смятение, которое выразилось в частности в том, что в один день, 18 февраля, были одновременно опубликованы три противоречащих друг другу государственных акта: рескрипт о привлечении выборных к участию в разработке законодательных предположений, манифест с призывом к строгому исполнению долга присяги и к искоренению крамолы и противодействия смуте, и указа Сенату о возложении на совет министров обязанности рассмотрения поступающих от обществ и частных лиц предложений о государственных реформах.

Другие материалы на эту тему можно посмотреть здесь или под тэгом "Диссертация"

Диссертация

Previous post Next post
Up