Где-то здесь жил мой прадед со своей роднёй. И меня не отпускает мысль: а вдруг дом прадеда каким-то чудом ещё уцелел? Я не знаю ни его номера, ни как он выглядел - просто верю, что однажды приеду в Варшаву и увижу его? Пусть с налётом нового времени, но увижу. Это будет настоящее счастье.
"Нынешняя Маршалковская мало похожа на ту, что носила это имя несколько столетий назад Тогда ее не украшали ни "восточная стена", ни высотные здания, ни каменное поле площади Дефилад у Дворца культуры и науки. Как и нынешняя, она шла от площади Люблинской унии до Крулевской, пересекающей ее у Саксонского парка. Сначала она называлась улицей Белиньской, в честь маршала Франчишка Белиньского, руководителя комиссии по мощению дорог, которая, кстати, к 1772 году привела в порядок варшавские улицы. Спустя годы важнее фамилии оказалась высокая должность пана маршала, и улицу переименовали в Маршалковскую. Здесь располагались роскошные особняки и усадьбы, парки и сады. Была, впрочем, и промышленность - фаянсовая фабрика, многочисленные мастерские ремесленников, где делали все, что имело спрос. В прошлом веке на пересечении Иерусалимских аллей и Маршалковской построили Варшавско-Венский вокзал. Появились многочисленные отели, пансионаты, меблированные комнаты. Маршалковская преобразилась, хорошея с каждым днем, и потянулась нз юг, в сторону Мокотова. Старая Маршалковская заканчивалась между улицами Пенькней и Вильча, а дальше начинался лес. Как раз в ту пору власти решили заменить итальянские тополя, "нездоровые и полные насекомых", родными вязами, акациями и каштанами. Понемногу Маршалковская превращалась из обычной улицы в столичный проспект. Открылись многочисленные магазины, театры, кино; десятки предприятий и фирм выпускали машины и ткани, краски и мыло. Однако Маршалковская тех лет в основном торговала; три сотни магазинчиков конкурировали между собой на радость покупателям.
Улица привлекала людей, и многие приобретали здесь участки для строительства.
У кого не было средств на собственный дом, тот снимал жилье - как, например, писатель Г.Сенкевич, который жил неподалеку, на Хожей.
1 ноября 1944 г, немцы сожгли обезлюдевшую Маршалкоескую. Уцелели только немногочисленные дома между Вильчей и площадью Збавичеля, да еще у площади Люблинской унии, потому что там расположились немцы. Жизнь вернулась сюда только после освобождения. Уже в марте 1945-го Мечислав Фогг открыл свое кафе, и там пели любимые песни варшавян. Снова встретил зрителей кинотеатр "Полония" (прежний "Империал"), возникли маленькие бары, магазинчики.
В 1948 г. часть Саксонского парка вырубили, чтобы продлить через него Новомаршалковскую (а заодно и расширить, для чего снесли западную сторону улицы) Послевоенная Маршалковская предназначалась для шествий, парадов, и торговая жизнь здесь вскоре затихла.
В последние годы, правда, многое вернулось, но пожилые варшавяне все равно не считают эту улицу настоящей. Прежнюю архитектуру, разнообразную и загадочную, сменили творения эпохи массового строительства.
Нет, это уже другая улица."
(взято с сайта
http://www.warszawa.ru/marszalkowska.html)