Homeideas:рассуждаем "о судьбах отечества" ,это хорошо и нужно....

Mar 04, 2013 11:07

Себе на заметку. Столько идей для моего будущего интерьера!

Оригинал взят у ru_projekt в Homeideas:рассуждаем "о судьбах отечества" ,это хорошо и нужно....
Оригинал взят у ru_projekt в Homeideas:рассуждаем "о судьбах отечества" ,это хорошо и нужно....

                                                                  Полная версия дискуссии тут http://forum.homeideas.ru/thread1034.html   ,здесь я привожу только свои комментарии ну и развиваю дальше все мысли,пришедшие в голову....этот пост живой и будет пополняться,на данный момент он выглядит так..... 

Реплика из дискуссии:                                                 
Странно, друзья но есть одна интересная тенденция. Большинство из нас воспринимает "Русский стиль" как лубочное народное творчество, мне кажется есть в нашей стране и другие направления например Русский интерьер середины19-начала 20х веков.....

Мой комментарий:
А что же тут странного, позвольте вас спросить?! Это наиболее неизученная и незадействованная в современном дизайнотворчестве тема....И хотелось бы узнать - видели ли вы хоть один лубок воочию, прежде чем прилагать его к характеристике народного творчества,как символ примитива , вторичности и не очень хорошего вкуса? Между прочим, очень выразительная графика, местами весьма утонченная, не говоря уже о том, что делают в этой области современные художники! А доводилось видеть хоть одно северное вышитое полотенце или хотя бы фрагмент домовой резьбы-уверяю вас, фантастических вещей и потрясающего вкуса там не меньше!К тому же, в направлении русский интерьер середины 19 - начала20 века весьма успешно существовало ответвление,основанное на материале русского крестьянского искусства и искусства допетровской эпохи, и вещи, и архитектурные сооружения в этом новорусском стиле экспонировались на крупнейших всемирных выставках, получая призы и награды, проекты финансировались государством , частным бизнесом - вобщем, все свидетельствует о том, что "странной тенденцией" это тогда никто не считал....А про русский ампир, классицизм и модерн,думаю большинство в курсе (сама прошлым летом работала в потрясающем ампирном проекте в центре Москвы),но, повторюсь, это все лучше изучено и чаще применяется в современной интерьерной стилистике, а вот с этникой -беда "большинство из нас"ничтоже сумняшеся готовы повесить на стену японский веер или африканскую маску, а от той же лубочной картинки приходят в священный ужас....Хочется уже что-то в этом раскладе изменить!

Реплика из дискуссии:                                                                                                                                                                      Я лишь написал о том ,что для "многих" (для иностранцев прежде всего) "Русский стиль" ассоциируется с народными промыслами..

.....Сейчас здесь ведется речь о поиске исконных черт нашего дизайна и архитектуры, во многом утраченных и незаслуженно забытых.

Мой комментарий:
Позвольте с вами не согласиться... Иностранцы гораздо свободнее и заинтересованнее относятся к нашей культуре и воспринимают её во всей широте в отличии от нас,её носителей и прямых наследников...Недавно,например, видела в продаже книгу одного немецкого фотографа о России , так там и ампир российской империи, и сталинский ампир ,и интерьеры, связанные с классиками русской литературы и то ,что является просто понятием "а-ля-рюс" и никак не трактуется - dacha....однако,ни одного подобного труда авторства нашего соотечественника я не видела, хотя , чего проще -никуда не нужно ехать , всё под рукой ,только УВИДЬ...А если вернуться к промыслам, то "иностранцы прежде всего" в течении двух десятков лет позволили случиться возрождению такого вида прикладного творчества как авторская матрешка (это не то,что со временем заполонило сувенирные развалы, были времена, когда каждую работу принимал худсовет), на Западе образовалась целая сеть коллекционеров, работающих с разными авторами и составились коллекции, которые сейчас начинают продаваться на арт-аукционах....Думаю,иностранцев как раз просвещать нет необходимости, а вот в сторону себя и свох сограждан оглянуться нужно...Говорю так, потому что имела печальный полугодовой опыт общения на темы русского стиля и народного искусства на другом дизайнерском форуме, и меня удивила даже не плохая осведомленность (это, как раз дело наживное), не уничижительные клише "хохлома\лубок\клюква", которые в процессе обсуждений выскакивали, как чертик из коробочки (это понятно-стереотипы социума не могут не влиять) , а страх, неспособность или нежелание мыслить и делать что-то в этом направлении самостоятельно...(.вот этого"раба" прийдется выдавливать по капле "большинству из нас"!)...Я увидела позицию :ну, если прийдет кто-то,покажет ЧТО, расскажет КАК, возглавит нас, возьмет на себя все риски, просчитает рентабельность, даст стопроцентные гарантии ,чтобы наше состояние комфорта ни в коем случае не было нарушено, поклонится земным поклоном на все четыре стороны света - тогда мы , ну так уж и быть.... Вот это , потребительское по своей сути, желание получить все в красивом супермаркете очищенным, порезанным на кусочки , расфасованным по пакетикам и не позволяет "большинству из нас" понять мотивации своих предков, которые как-то сами все выращивали, обрабатывали, применяли и создавали....

Реплика из дискуссии:
Уральская лаковая живопись.

Практически готовый рисунок для обоев с растительным узором.



Мой комментарий:
Добавляю в ряд "практически готовых".....русская набойка - вот прямо ОДИН К ОДНОМУ можно!И не только обои , но и плитку - запросто!Особенно с лубочными сюжетами здорово получится....











русская вышивка



ну и пресловутый лубок!



Реплика из дискуссии:
Только наши орнаменты не воспеты ни Пикассо, ни кубистами, ни художниками Монмартра и Монпарнаса. Ну не повезло....

Мой комментарий:
Ну,прямых цитат нет,а косьвенно наше искусство все-таки оказывало влияние на тех, кто с ним соприкоснулся... Например,, Матисс, увидев в своё время древнерусские храмовые росписи сказал,что те композиционные и цветовые формы, которых он добивался,работая много лет, оказывается уже существуют в невероятном богатстве разнообразия ,что русские сами не знают, какими сокровищами владеют,а Форназетти на его малахитовую серию вдохновили работы уральских мастеров 18 -19 веков...А у небезисвестного Хундертвассера образ луковичного купола -так красной нитью через все творчество,смотрится очень органично и даже более выразительно,несмотря на то,что этот архитектурный мотив вырван из контекста....

Реплика из дискуссии:
Ну мартышка очки тоже может правильно одеть, подражая человеку., вот только понимания сути ей от этого не прибавится.

P.S. 2d_illusion, суть не в том, чтобы сделать похоже, а в том чтобы понимать для чего и принимать, то что ты делаешь.

Мой комментарий:                                                                                                                                                                       
 Вы правильно поставили акцент,но суть в том,что понимание и принятие рождается в ДЕЛАНИИ...Не думаю,что древнерусские мастера проштудировали тома искусствоведческих изысканий по византийской и романской культуре,прежде чем взятся за белокаменные соборы,иконы,фрески и рукописные книги(мы как раз в этом отношении находимся в гораздо более выгодном положении)...Были приглашенные мастера ,у которых перенимался опыт, наверное были и образцы, которые копировались, но копирование - это лишь первая ступень освоения любого из искусств, затем следует вариация,когда освоенные элементы можно, например, попробовать как-то по -другому закомпоновать, и верхняя ступень освоения - когда изобразительный язык настолько понят тобою и изучен, что можно писать на нем стихи собственного сочинения...Думаю такую траекторию движения возможно выстроить в любое из времен,но, повторюсь, чисто умозрительно , пытаясь миновать стадии ученичества и экспериментов, частично и неудачных (а то как-то странно получается - как только про русский стиль - сразу отовсюду какое-то требование выдать  "на гора "универсальных, как гамбургер из "Макдональдса ",квинтэссенций, а если их нет, то и стиля нет и создавать ,развивать его не нужно) , понять всю глубину и суть нашей культуры будет крайне сложно....

Реплика из дискуссии:

...Мне лишь хочется донести, что красота не бывает бессмысленной. Все эти орнаменты и узоры далёкого прошлого имели и несли определённый сакральный смысл, большинство всех этих красивых закорючек имели своё значение и их не лепили абы как и абы где..И люди знали эти значения, они могли их читать, и они верили в действенность этих изображений.

Мой комментарий:
Согласна с вами!Но почему такое недоверие к себе любимым?!На чем основана убежденность,что мы можем только"абы как и абы где"?Символ ,любой,всегда был значим прежде всего тем значением и смыслом, которое ему придавал человек, его создающий - это ИЗНАЧАЛЬНО было так, поэтому все недостающие смыслы (основные,все-таки можно восстановить в более-менее стройную систему по трудам этнографов)можно и нужно придумать самому,это называется на современном языке концепция и выглядит совсем не бездумно...Правда,почему нет?!!!
А по поводу действенности изображений - в пору моих занятий по декоративной росписи придумала такую фишку -"русский фен-шуй" - серию маленькиз расписных деревянных тарелочек , которые рекомендовалось вешать на стену как некий талисман...Придумала на основе северодвинской росписи (ну очень вольные мои интерпретации были) несколько композиций - "счастье","богатство","любовь","благодать"...И как-то быстро они все у меня разошлись,а вот  одна "любовь" задержалась и я решила,чтоб не пылиться без дела,пусть повисит,"поработает" ,так сказать...Ну и "наработала"-таки и мне, и тому, к кому потом попала...Так что всё в наших руках на самом деле!

Реплика из дискуссии:
 Краткий экскурс по истории русского творчества, это хорошо, но что дальше.

Мой комментарий:
Дальше - на чердак и работать, работать! Смотреть по тысячу раз на резьбу, кружева, изразцы, прокручивать, в каких интерьерах они будут уместны, как их можно компилировать и трансформировать,чтобы появился новый смысл ....Смотреть по тысячу раз на резьбу, кружева, изразцы,чтобы понять ,что тебя,именно тебя цепляет тут больше всего, что тебе может быть близко, что ты сам захочешь показать и выразить.... Смотреть по тысячу раз на резьбу,кружева,изразцы , чтобы понять и полюбить их настолько, чтобы это было интересно и заразительно для заказчика, чтобы он удивился и захотел видеть все это у себя в доме ( прямая трансляция из моей головы в виде ответа, ха-ха )...А вы говорите "краткий экскурс"...
Дизайнеры и архитекторы оказались сегодня в ситуации,когда приходится быть связующим звеном между еще умеющими что- то делать мастерами и людьми,которые индивидуально обустраивают свои пространства...Если они не создадут и не помогут внедрить этот новый взгляд на русское,не станут его грамотно генерировать и провоцоировать - этого не сделает никто! У меня от одного понимания этого на порядок больше эскизов в блокноте!

Мой комментарий:
Все ждала,когда появится ссылка на этот интерьер... http://t-emptation.livejournal.com/17666.html По-моему прекрасная иллюстрация к теме  и очень верный вектор для тех,кто ищет примеры.....

-

Реплика из дискуссии:
Товарищи, а что на счет конкретики? Как вы, радеющие за возрождение, выражаете свое единство с корнями в повседневной жизни, в своем быту?

.Мой комментарий:
По теме "предъявите свой аусвайс"....Начну с того, что русские народные промыслы - часть моего образования,изучала их около четырех лет еще в пору нежной юности.... "Матрешечница" со стажем(15 ЛЕТ),и, так как помимо заработков хотелось еще самовыражаться,то на формах делала авторские сюжетные композиции по мотивам народного фольклора и уклада жизни, естественно, все это изучала, тогда еще по книгам....самостоятельно вышила двустороннюю хоругвь размером в человеческий рост в технике золотного шитья, заодно её освоив, сделала эскизный проект пятиярусного иконостаса...Научилась плести кружево на коклюшках, в процессе изучила все кружевные промыслы России. В интерьере дома есть рукописные иконы,филимоновская игрушка, всякие тарелочки коробочки с северодвинкой, которую обожаю трепетно и нежно,...Проводила еще тогда с ней различные декораторские эксперименты:переложила на батик,поменяла цветовую гамму,ввела более тонкую графическую проработку...Про куличи на Пасху, выпекание пряников по резным пряничным доскам и прочие Павлово-посадские платки не буду (хотя, девочка я или где: коллекция украшений ростовской финифти имеется в наличии и при случае,с огромным удовольствием пополняется и носится),но ребенка расписными валенками и вышитыми косоворотками " мучила" и спал он в сделанной с мужем расписной кровати...

Ну это - в прошлом....прошедшим летом предлагала для фестиваля альфрейщиков "Позитивная зона - 2012" русскую программу творческих экспериментов , цель которой была  поискать варианты и способы применения русских мотивов в декоративных покрытиях .....Хотела скопировать свои предложения из темы обсуждений на форуме ДБГ,но обнаружила,что недавно её удалии,поэтому своими словами,так сказать:предлагалось переложить на технику клеевых трафаретов мотивы русской набойки и александровсих ситцев, попробовать сделать мотивы домовой резьбы в технике "тромпл", архаичные сюжеты вышивок переложить на трафареты и выполнить в микроцементе, ну и прекрасные фото женщин в русских костюмах из коллекции Шабельских как-то на зеркальных панно попробовать... К сожалению , особого понимания не нашла, люди оказались не готовы к вдумчивой работе,а я - к "балалаечным приколам"...Поэтому на данный момент веду разработки темы самостоятельно...
Из совсем свежего - буквально вчера , в электричке (кто бы мог подумать,но такое инсайтное место оказалось!) начирикивала декораторские предложения по концепции "русских стен" в интерьере как альтернативы "развалинам" и фрескам.(а то народ вон как переживает., что его в хохлому закатают от потолка до пола, поэтому я думаю, внедрять нужно деликатно и точечно сначала...),
Также в последние два года регулярно путешествую по стране, посещаю музеи и выставки , уже неплохой фотоархив накопился именно по этой теме,открытия есть декораторские просто потрясающие!
Замечу еще, что, несмотря на такое обилие русского в моей жизни, я не склонна думать эту тему в формате "гой еси", мне бы все "прялки поприбивать" и в моем скетчбуке , который завела отдельно по русской теме несколько месяцев назад, есть достаточно провокационные варианты...

Надеюсь, что дала исчерпывающий ответ на правильно поставленный вопрос...

Реплика из дискуссии:
 







Мой комментарий:
Хочется порассуждать по поводу этого интерьера, безотносительно того, что сделали авторы...предположим , что некий заказчик попросил придать дому русское звучание - мои действия, как декоратора, в этом случае:

- Введем цветовой акцент, скорее всего это будет либо "сотаренный красный", либо "глазурно-зеленый"(помните тот чудесный цвет на поливных изразцах);очень понятно желание авторов интерьера подружить гламур с кантри, и им это, в принципе, удалось, но в русской семантике такое сочетание цветов - много белого и немного черного- применялось для погребальной одежды (вобщем,не комильфо),однако,та же белая сорочка с черной вышивкой в комплекте с остальными цветными элементами костюма вполне себе одежда для жизни!




- Меняем свет:,кованые светильники с "пузырьковым" стеклом, абажуры, затянутые льном с набойкой, ну или какие-нибудь более радикальные варианты с берестяными туесами или чернолощеной керамикой в качестве абажура ;

-Сам Бог велел в этом случае озадачиться текстилем: шторы - лен с набойкой, подушки - вот где можно разгуляться: домотканые полотна , фрагменты полотенец, филейная вышивка или квилты - тоже прекрасный вариант...Все будет великолепно смотреться на фоне данной мягкой мебели и стен ;












Неужели, глядя на эти великолепные декоры у кого-то может возникать мысль о "клюкве", вторичности и отсутствии стиля?! Как говаривал профессор Преображенский : "Если вы скажете,что это плохо ,то вы мой личный враг на всю жизнь!"....

-Ну и вот она, моя "русская" стена, просто напрашивается в спальню , вместо обоев в активный крупный цветок, мне тут видится композиция из женских портретов в национальных костюмах (собрание Шабельских) на состаренном зеркале в сочетании с патинированными деревянными фрагментами, ну или другие варианты - их много;

-На стеннах -лубочные оттиски, изразцы (их можно использовать по отдельности как маленькие керамические панно) - один или несколько в подобранной развеске;






-Идем дальше, к вопросу о тематике декоров -тут может быть создана своя концепция : мотивы с птицей Сирин, древом жизни , берегинями и русалками наполнят пространство смыслами женской силы, а "державное" настроение зададут мотивы двухглавых орлов, львов, всадников; сакральное архаичное волшебство поселится в доме с образами единорогов, полканов и других фантастических существ; а из многочисленных растительных элементов можно с легкостью вырастить персональный райский сад!Так что  НЕ НУЖНО БОЯТЬСЯ - НУЖНО ЗНАТЬ.....

Скетчи по поводу написанного выложу,когда сделаю,это следующий непременный этап, раз уж я взяла на себя труд наглядных примеров - мы ведь, все-таки , больше визуалы....

Конечно, это декораторская лирика, ничего глобального и судьбоносного , однако, подобный минимум "расставления вазочек" уже как-то меняет визуальные смыслы.....И, предвосхищая вопросы о том , где можно найти подобные предметы,вернее,что их не найти, замечу одно, что  люди, которые все это делают и сейчас - ЕСТЬ , и вы удивитесь, насколько близко от вас они находятся! Однако, не стану лишать вас удовольствия делать в этом направлении самостоятельные открытия, я не даю готовых к употреблению универсальных рецептов,а лишь предлагаю начать персональное движение в заданном направлении: СТАНЬТЕ РУЧЬЕМ,ПИТАЮЩИМ БОЛЬШУЮ РЕКУ!

_
[

,

интерьер, полезные ссылки, русский стиль

Previous post Next post
Up