Прочла -и влюбилась в эту повесть. В ее кажущуюся простоту, обыденно-необыденность. Меня трясло от эмоций, хотелось смеяться и плакать - а это показатель, значит, книга меня задела, и очень сильно. Еще стоит добавить, что история написана на основе реальных судебных дел, на мой непрофессиональный взгляд - очень достоверно.
Поэтому рецензия на прекрасную повесть
jazvahodjachaja "Хроники одного развода".
P.S. Честно пыталась отыскать минусы, но кроме грамматики ничего не нашла.
________________
Казалось бы, в основу повести положена банальнейшая, сплошь и рядом встречающаяся история: женщина влюбляется в мужчину, но у женщины есть муж и ребенок. Муж давно нелюбимый, конечно, да и не любящий вовсе. А тут, в тридцать - страсть, порыв, нежность - словом, омут поздней, нечаянной, но радостной поначалу любви.
Ева видит Арсения на родительском собрании. Арсений - учитель словесности, новый классный руководитель ее сына-пятиклассника. И Ева понимает, что пропала. Красивый, умный, обходительный мужчина, энергичный, интересный - как не влюбиться в такого?..
…Хрупкая, ранимая, но сильная маленькая женщина - как не заметить эту ее невероятную воздушность и легкость, не очароваться ее походкой и улыбкой?..
И вот из искры разгорелось пламя. Но как обычно показывает жизнь, счастье - мимолетно, а бездна страданий - глубока.
Оскорбленный Евиным счастьем, ее муж пытается Еву удержать. Ему не нужна Ева как женщина, но ему важен принцип «не трожь мое». В общем, типичный такой собственник, который не умеет и не хочет мириться с тем, что на его вещь посягнул кто-то другой.
И начинается сложный, муторный, унизительный и жестокий бракоразводный процесс, в котором на кон поставлено счастье Евы и ее сына Степки.
Повесть состоит из трех частей: первая - «романтическая», вторая - «прагматическая» и третья - «укороченная, необязательная для прочтения любителями счастливых финалов». И от части к части, от эпизода к эпизоду напряжение все нагнетается, если первая часть оставляет сладкое приятное послевкусие, то вторая резким ударом разбивает этот романтический нежный флер. Взлеты и падения, от которых замирают сердца героев и читателя, четко выверенная, великолепно выстроенная интрига, ведущая к закономерному, но неожиданному финалу. Кажется, история выстроена по всем законам драматургии, но этого не замечаешь, следуя ее развитию. И только при анализе понимаешь, что в повести - всего в нужной мере: и счастья, и горя, и поворотов, и ям.
А герои? Они - живые. Со своими недостатками и достоинствами, страхами и чаяниями, разочарованиями и верой в победу. Даже Евин муж - бизнесмен из 90-х: с братками на подхвате, с любовью к грудастым фигуристым блондинкам, жестокий и привыкший брать свое силой, с развязностью и удалью человека, которому дозволено все, - хоть и вызывает отвращение, но разве мало таких?..
Арсений - тот самый герой, который, в общем-то, вовсе ничего не имея в себе героического, все равно - борется. Потому что не может не бороться, в нем как будто программа заложена: ударили-встал-пошел-ударили-встал-пошел. И меня восхищает это, восхищает то, что он с таким трепетом и теплотой относится к любимой женщине, которой мало этой любви-то повидать удалось. И более того - стой же теплотой относится к Степке, аккуратно, боясь задеть детскую душу, потому что он-то точно знает, что ошибки педагогов так же опасны, как и ошибки врачей.
Ева - сама женственность. Сильная и хрупкая одновременно, трогательная и нежная, живущая эмоциями, но слушающая все же доводы разума. Для нее нет ничего важнее семьи, но семья - это сын. И ради сына она готова ввязаться в борьбу с силой куда более крутой, чем можно было думать, с человеком, которого она, зная, как мужа, не знала вообще. И очень показательно, что эпиграфом к последней части стоят слова Евтушенко из знаменитого стихотворения «Людей неинтересных в мире нет»:
Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.
Но по закону физики, действие равно противодействию, и на жестокого Евина мужа нашлась управа в лице агрессивной и пробивной Натэллы - адвоката, которого наняли Арсений и Ева, чтобы не дать ему забрать у Евы главное - сына.
Казалось бы, эпизодический персонаж… Но до чего эффектный! Во-первых, Натэлла носит крайне говорящую фамилию Грызуля. Во-вторых, сразу обращает на себя все внимание и не отпускает его до самого конца истории:
Носительницу обнадеживающей фамилии Грызуля они узнали сразу, хотя до этого ни разу не видели. Деловитая, фигуристая, с хищными яркими скулами и развевающимися при ходьбе угольно-черными волосами, она ворвалась в крохотный зальчик тайфуном, шмякнув дверью об косяк, моментально и безошибочно вычислила своих «клиентов» и, ловко лавируя между сидящими посетителями, подсела к их столику.
- Грёбаные пробки, - извинилась она, грохнула об столешницу портфель, скинула серебрящуюся снежинками шубку, оставшись в роскошном брючном костюме, и оправила вздыбившуюся на груди блузку.
Не успевшему подбежать к ней от барной стойки официанту крикнула, по-киношному щелкнув пальцами с длинным красивым маникюром:
- Капучино, быстро!
При этом она вовсе не шаблонная «женщина с яйцами», а тоже и будущая мать, и просто - женщина. Которая по-женски понимает свою клиентку.
Вообще, отношения между героями прописаны с таким мастерством, так тонко, что можно просто диву даваться оттого, насколько все неподдельное, настоящее. Все мысли, которые часто нас посещают в общении с родителями и любимыми, с коллегами и друзьями - вот они; все эмоции, чувства, малейшие движения души - подмечает автор, раскрывает их в диалогах, в крохотных сценках, в жестах, мимике.
Такому полному раскрытию образов, конечно, способствует язык. И я не приукрашу, если скажу, что языком Татьяна владеет мастерски. Даже несмотря на досадные ошибки вроде сбежавших запятых, которые можно списать на невнимательность или усталость, нельзя отрицать, что язык повести - прост и емок одновременно. Это удивительное качество Таниных историй: с помощью крохотной детали, вовремя сказанного слова заставить читателя улыбнуться или всплакнуть. Это действительно достойное развитие лучших чеховских традиций: лаконизм, ирония, но не переходящая в злой и желчный сарказм.
- Вы мне нравитесь, Ева. Вы все мои мысли занимаете все последнее время, я просто не могу о вас не думать. Словно наваждение какое-то.
- Как же это хорошо, Арсений, - прошептала Ева и уткнулась в его грудь, нырнула под расстёгнутое пальто, обхватив руками за спиной и близко, очень близко, отчетливо и ярко снова услышала аромат вишневого компота, теперь по праву показавшийся ей еще более родным и трогательным.
- «Ты улыбнешься, и я улыбнусь,
я улыбнулся, и ты улыбнулась,
счастье нелепое, светлая грусть:
я не люблю я люблю не люблю вас».
- Чьи это стихи?
- Это Борис Рыжий.
- Не знаю такого.
- Его мало кто знает.
- Кто в наше время соблазняет женщин не первой свежести стихами неизвестных поэтов?
- Мужчины не первой свежести, очевидно. Это настолько старомодно?
- Это очень романтично и ужасно мило.
Это история - о нас. О борьбе и отчаянии, о силе и слабости, о горе и тонком луче надежды, который всегда (иначе невозможно было бы жить!) прорезает серость и будничность, звериную жестокость и ледяное безразличие мира.
И имя этому лучу надежды - любовь.