(no subject)

Jun 13, 2016 09:13

Экзамены в моем техникуме - это всегда какой-то треш. И безудержное веселье.
В этому году сделали все чин по чину - и задания адекватные, и подготовили все хорошо. Но вот только проблема - экзамен в виде тестирования с обязательным сочинением (аки ЕГЭ). Тексты для сочинений были... непростые. Вернее, для меня-то они простые (и для большинства людей), но у меня же автомеханики. Если в тексте прямо позиция автора не заявлена - думаете, найдет? А тут надо написать целых 70 (!) слов, да еще и по плану.
И вот поковырялись мои с тестами, более-менее решили их, а на сочинении забуксовали, конечно. Хожу, смотрю, что пишут.
А тексты были - Т. Толстой и Б. Екимова.

(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Ф. М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.
(3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы - это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.
(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».
(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.
(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля - разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот - сто тысяч слов, каждое из которых - не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!
(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них - прибыль.
(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому - своё.
(19)То же - в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.
(26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее -Дон, его могучие воды.

(По Б. П. Екимову*)

(1) Глянец - это хорошо продуманная машина для продажи глупым богатым людям дорогих вещей. (2) А дорогие вещи и производятся для того, чтобы их купили глупые богатые люди; даже не глупые, а просто по разным причинам озабоченные статусом. (З) Такая буржуазия в классическом понимании, для которой статус важнее истинного существования: костюм важнее человека, внешность важнее внутренности...
(4) Например, в гламурных журналах нельзя работать полным; сотрудники должны иметь хорошую фигуру, то есть своим существованием подтверждать, что мир гламура существует: вот он.
(5) А толстого человека просто нельзя показывать: его в гламуре нет. (6) Хотя вот если бы энное количество богатых женщин были толстыми, гламур бы подвинулся, он бы их учёл. (7) А так существуют придуманные образы - прокрустово ложе: ни длинней, ни короче.
(8) А остальных как бы нет.
(9) 3адача глянца - сперва невротизировать, пристыдить, указать, где находится тот позорный столб, к которому тебя выведут, если ты не будешь соответствовать; потом - предложить им идеальные модели всего, и наступит счастье. (10) То есть они говорят, что тебе наступит счастье, если ты выполнишь определённые финансовые условия, по сути.
(11) Все эти покупки, которые гламур предлагает, ориентированы на женщин. (12) А там, в этом мире крутизны, мужчина, достигнув определённого статусного уровня, заводит себе очень молодую жену - не потому, что он её полюбил, а потому, что это круто - иметь такую, причём выбранную по определённому типу: они же все одинаковые. (13) И он её предъявляет миру и на ней держит свои бриллианты.
(14) Вот очень богатые люди, если с ними разговаривать, в конце концов признаются: вы не понимаете, зарабатывание денег - самоцель, остановиться невозможно. (15) Адреналин такой. (16) И по-бочный продукт этой их страсти - он создаёт города, заводы, качает нефть, даёт рабочие места... (17) Они-то о себе думают, естественно, а не о том, как бы им города построить; и вот в этой вечной борьбе за статус и самок они и существуют, а остальное - побочная продукция.
(18) Но этот мир, чтобы существовать, должен быть чем-то обеспечен; и вот вокруг него лепятся самые разные структуры.
(19) Гламур - одна из таких структур.
(20) Только очень сильные личности могут ставить себе другие цели. (21) То есть им не важно, во что они одеты, какая у них жена - да провались она. (22) Они думают о каких-то глобальных вещах: о бессмертии при жизни или, наоборот, о славе после смерти; основать университет, построить больницу, облагодетельствовать таланты - просто потому, что хочется беречь искусство, строить больницы, а не весь дом себе золотом облепить. (23) Устраивать премии, конкурсы, музеи строить - да что угодно. (24) Ведь наука, медицина, образование, искусство - всё это страшно интересно.
(25) А у большинства из богатых людей нет интересов, которые лежат вот в этих отвлечённых областях. (26) Как подумаешь - госпо-ди, это вот так расти, перестрелять конкурентов, обманывать, лизать сапоги власти, забыть старушку-маму в деревне, выгнать жену, весь этот страшный путь на вершину - и вот тебе награда: в первом ряду смотреть «Золотой граммофон». (27) А потом в бентли и мерседесах ехать через нашу страшную неубранную Москву, со всякими, которые стоят рядом в своих ржавых жигулёнках, - туда, в теснины Рублёвки, с односторонним движением и унизительным сорокаминутным ожиданием на повороте, потому что там кто-то постарше проехать должен.
(28) У нас просто искажённая природа гламурного мира: разбогатевший - даже не знаю кто, крестьянин, пролетарий, мещанин? - он и не знает ничего лучше.
(Из интервью Татьяны Толстой *)

И вот те, кто писал по Толстой - через одного выдают мне примерно такое: "Богатые люди несправедливые люди, они не умеют жить правильно". И все в том же духе. У них, видимо, развертываются свои ассоциативные ряды: ведь Толстая столько раз слово "богатый" употребила - наверное, надо написать, что богатые люди ведут себя плохо. Хотя текст-то не о том! Но тут хоть на примере клипа про лабутены, но я попыталась объяснить суть текста.
Со вторым было веселее. Проблему-то все нашли. И даже доказали. Но вот всегда будет тот единственный человек в группе, который решит пойти по пути наименьшего сопротивления. И вот я подхожу к нему, заглядываю в черновик... Проблема: загрязнение окружающей среды. И у меня тихо стали волосы дыбом вставать. Я его спрашиваю - Гриша, ты чего? А он мне - да вот тут же НАПИСАНО про загрязнение. Я подумал, что это проблема. И мальчик-то неглупый! Я ему велела переписать, конечно.
И вот ведь не поймешь - смеяться тут или плакать.

работа, мысли

Previous post Next post
Up