Не литературовед

Jun 23, 2015 21:09

Незабвенная Елена Евгеньевна сказала мне на четвертом курсе, когда я писала дипломную: "Вы правильно решили, что пошли на языкознание, на литературоведении вам было бы неинтересно". Тогда я вежливо кивнула и подумала - ну как так, это же не может такого быть - чтобы неинтересно! Это же ЛИТЕРАТУРА! Как литература может быть неинтересной?!
Проработав три года в школе, я пришла к выводу - не интересно. И более того, не просто не интересно рассказывать о совершенно не трогающих меня писателях типа Л.Н. Толстого, но и невозможно - о тех, которых я люблю. Разве можно передать, донести тот восторг, в который впадаешь при чтении Булгакова? Разве можно понять, какое эстетической удовольствие испытываешь от стихов Блока? Положительно, нельзя.
Я искренне восхищаюсь умением многих моих знакомых "вкусно" рассказывать о книгах, анализировать, рассуждать, искать подтексты и вообще так здорово, умело, емко говорить о чужих текстах, как будто сам лично присутствовал при написании романа или рассказа. Разложить по полочкам все плюсы и минусы и сделать выводы.
Не скажу, что у меня не получается - получается, но как-то не так. Читаешь разборы чужие и думаешь: "Вот дура, такой ляп пропустила!" или "Вот дура, такой аналогии не увидела!" Не потому что невнимательная такая (хотя это тоже есть), а потому что я не всегда ставлю перед собой задачу заниматься анализом, когда что-то читаю. Вернее, так - обычно не ставлю. А "на лету" я не схватываю, и поэтому всегда очень огорчаюсь, когда в чужих текстах не замечаю каких-то очевидных всем другим, но увиденных мною вещей логических ляпов, к примеру, или непонятной композиции, или чего-то еще.
Мне интереснее именно язык, язык конкретен, понятен, зрим. На основе языка мне выводы делать гораздо проще, чем на основе чисто литературоведческой.
Да и преподавать язык легче: для меня в нем больше интересных фактов, больше возможностей. Тут расскажешь об истории языка, тут - о современном состоянии, тут интересный вопрос задашь, там игру устроишь. Даже банальные упражнения могут быть увлекательными. А для себя я сколько всего интересного после курса синтаксиса нашла! И пока в 8 классе преподавала - тоже.
Так что да. Не литературовед я, расписываюсь в этом.
И вообще очень хочу преподавать в вузе, именно на языкознании. Надеюсь, получится. Буду стараться с магистратурой и аспирантурой)

мысли, обо мне

Previous post Next post
Up