Только что вернулась из кино. Смотрели новый наш фильм "Однажды". И так как впечатления у меня очень неоднозначные, то решила я ими поделиться.
70-е. Что мы знаем, что помним об этом времени? Железный занавес, Брежнев, развитой социализм, застой, диссидентство - вот первые ассоциации, которые возникают лично у меня.
Но фильм не об этом. Не о политике, не о том, как было плохо (или хорошо) "тогда".
Просто - как тогда было.
Как носили брюки-клеш и короткие юбки, ходили на дискотеки, слушали "Битлз". Как вчерашние мальчишки становились мужчинами, влюблялись и дрались за любовь. О парнях и девчонках, таких же, как мы, которым не повезло (или все же повезло?) стать "рожденными в СССР".
И надо сказать, атмосфера Союза передана великолепно. Все эти серпы и молоты, и ленины, и флаги с транспорантами - это понятно. Но кроме них есть что-то в самих домах и улицах, в старых заборах, в пейзаже - привычно-советское, обыденное, знакомое каждому. Такое пыльное - и родное.
Действие происходит в небольшом городке, откуда "до любой границы три дня ехать - не доедешь". Через городок проходит железная дорога, одно градообразующее предприятие - кирпичный завод.
И вот из-за этих-то завода с дорогой город и поделен надвое враждующими группировками местной шпаны. "Кирпичи" и "железка".
Это фильм-ностальгия. По ушедшей юности, но с тем - фильм-мостик между юностью тогда и сейчас. Ведь меняются декорации, а люди - нет.
И в героях я с радостью узнавала своих учеников, ребят, которых знаю сейчас. Они такие же - в чем-то жестокие, в чем-то наивные и мечтающие в свои 16 лет лишь об одном. Выпендрежники и забияки, целующиеся в погребе с помидорами "чтобы научиться", подглядывающие за девчонками в бане, лезущие стенка на стенку на ребят с другого "раена".
В этом, пожалуй, главное достоинство фильма - в том, как точно показаны подростки, что в них веришь - сразу и безоговорочно.
А теперь, увы, о недостатках.
Главный из которых - какой-то дерганый, распадающийся сюжет. Он крутится вокруг любви ГГ к девушке его брата. Брат разбился на мотоцикле, девушка Таня, прорыдав для порядка несколько недель, нашла утешение в виде крепкого плеча другого парня с "железки". Из-за чего ГГ, естественно, бесится, пытается ее завоевать.
Эта линия пересекается с линией противостояния двух группировок.
И совершенно странной выглядит отдельная линия для третьего друга ГГ - религиозного безобидного паренька Киселя. Который глупо погибает во время кражи арбузов из товарняка. Честно говоря, я не совсем поняла, зачем нужна была эта смерть, оставившая в душе осадок и недоумение. Не поняла, зачем вообще нужна была эта тема религии. Погибают по дурости и те, кто этого не заслуживает? Да, это так. Оставляют после себя безутешных родных, которых в данном конкретном случае представляет старенькая бабушка - божий одуванчик? Да. Но это, имхо, как-то не связано с темой религии.
Еще меня смутили вставки-сны ГГ из времени революции. Причем одна из них - красивая и яркая, про то, как "я уйду и вы меня еще вспомните" вызвала четкое ощущение дежавю. Будто я видела уже эту сцену в другом фильме. Я опять же не поняла, чего добивался режиссер этими вставками. Показать, что жизнь - это вечная борьба? Или показать, что герой идеализировал революционеров? Или оказать, что он сам - юный революционер? Или что время таких больших свершений прошло и свершением считается отрастить волосы и надеть клеш?..
Но фильм эмоциональный - этого не отнять. И все мои зачем даже и не важны, ибо фильм очень светлый, очень искренний. И полностью погружает в эпоху, которую одни вспоминают с ужасом, другие идеализируют, а третьи - вообще знают о ней лишь по фильмам и книгам.
Словом, лучше всего фильм характеризует моя любимая латинская фраза (и недаром я сопоставила эту картину с другой, пока смотрела - с фильмом "Общество мертвых поэтов") - Carpe diem! - Лови мгновение!
Чего ждать:
- хорошей актерской игры;
- приятного юмора, хоть и ниже пояса иногда;
- красивых планов;
- узнаваемых ситуаций и героев.
Чего не ждать:
- идеологического промывания мозгов;
- четкой логичности сюжета.