Проект №194 в
Заповеднике Сказок - День скандальных происшествий
... Сколько ни пряталась прекрасная Зеликтамар, сколько ни убегала, но отыскал ее злой колдун Аррагимант, и догнал, и сказал:
- Согласись стать моей женой, прекрасная Зеликтамар, и те двенадцать жен, что уже есть у меня, будут прислуживать тебе как своей госпоже!
Гордо взглянула на него прекрасная Зеликтамар, не склоняя головы, и отвечала:
- Не стану я твоей женой, о Аррагимант, и не желаю я быть госпожой над двенадцатью твоими женами, как не желаю и прислуживать, коли появится у тебя четырнадцатая жена!
И тогда разгневался злой колдун Аррагимант и проклял прекрасную Зеликтамар страшным проклятием:
- Ты больше не будешь прятаться - ты будешь все время на виду! Ты больше не будешь убегать - ты будешь неподвижна! Ты больше не будешь держаться гордо - ты будешь склоняться к земле! Ты не захотела стать лучшим цветком в моем саду - пусть же цветение твое будет напрасным! Если кто и расскажет о тебе, так только рассеянная женщина, способная даже головной платок потерять, а кто станет слушать праздную болтовню такой женщины - разве что последний бездельник? И постигнет тебя бесславная смерть после бесплодной жизни, ибо не найти тебя тому, кто для тебя пара!
И силой своего колдовства перенес Аррагимант прекрасную Зеликтамар в неведомые края, и заточил ее там.
И спрашивали о ней звездочетов и гадалок, и все они отвечали, что нет и следа прекрасной Зеликтамар ни под ясным небом, ни под бегущими облаками, ни под земной твердью, ни под водной гладью.
* * *
Тренькнул особый, ни для каких других звонков не используемый смартфон.
Роман сначала аккуратно закрыл дверь в соседнюю комнату, где сотрудники «Бюро поисков» шумно обсуждали поломку электрочайника, и только тогда стал читать сообщение. Каким образом мэтр Жером ухитрялся переписываться по-русски - да и как он вообще ухитрялся пользоваться смартфоном - Роман не вникал; мэтр Жером был давний клиент, предлагавший сложные, но интересные заказы и не жадничающий с гонораром и оплатой расходов, так что когда он однажды попросил купить два одинаковых смартфона и дать ему их зачаровать, Роман без лишних вопросов это сделал.
Нынешний заказ был вполне в духе мэтра Жерома. Принцесса по имени Зеликтамар упорно отказывалась выйти замуж за злого колдуна; в результате колдун окончательно обозлился и куда-то ее запрятал, сопроводив это замысловатым проклятием. Местные гадалки и звездочеты найти принцессу не смогли, но уверяли, что она жива и заточена в хрустальном дворце в стране демонов.
За возвращение принцессы была, как водится, обещана награда, нашлись желающие попытать счастья, и один из них, преодолев немало трудностей, отыскал-таки специалиста по части контактов с демонами. Специалист - то есть мэтр Жером - согласился за приличный, но не чрезмерный гонорар разузнать у знакомых демонов - то есть у Романа с его «Бюро поисков» - не находится ли принцесса в их краях. На выполнение заказа отводился месяц; при отрицательном результате оплачивались трудозатраты по оговоренному тарифу, а при положительном предстояло отдельно договориться о содействии в возращении принцессы.
Роман открыл дверь, призвал коллектив к порядку и объявил о новом заказе. Присланное мэтром Жеромом описание обстоятельств инцидента и текст проклятия распечатали на принтере; Роман еще подумал, что злой колдун, как и во многих подобных историях, зачем-то старался произвести впечатление на публику драматическими монологами и спецэффектами, вместо того чтобы эффективно и надежно сделать свое черное дело, замести следы, убрать свидетелей и на все вопросы потом отвечать «ноу коммент».
- Смотрите, что у нас есть? На виду, неподвижна, склоняется к земле, напрасное цветение, бесплодная жизнь - может быть, растение какое-то, а?
- Похоже, но слишком неопределенно, зацепиться не за что.
- Ну вот еще: рассеянная женщина, способная потерять даже головной платок. Тоже, конечно, зацепка не очень, но надо запомнить.
- А вот, смотрите, это уже кое-что: слушать праздную болтовню такой женщины станет только последний бездельник! А кто у нас последний бездельник? Дементий!
- Резонно, - согласился Роман. - Дементий, завтра прямо с утра выходи бездельничать и прислушиваться. Остальные смотрят по другим каналам. Если что-то появится, по мере необходимости будем подключаться. А, еще - сказки посмотрите, все равно какие, вон хоть Пушкина возьмите, «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». Может, какие полезные идеи возникнут.
* * *
Денис Дементьев по прозвищу Дементий третий день добросовестно бездельничал. Шел куда глаза глядят, останавливался где вздумается, скользил взглядом по фигурам встречных прохожих, иногда цепляясь за какую-нибудь яркую деталь вроде пронзительно-розового магазинного пакета в руках у мужика в засаленной куртке; садился в подошедший трамвай и ехал до какой-то незнакомой, но почему-то понравившейся остановки; сидел на новой стильной лавочке на набережной и глядел, как тени спешащих по мосту прохожих перемещаются по темной поверхности воды, а потом резко перескакивают на парапет; иногда заходил в какие-то магазины по дороге, покупал в продуктовом бутылку воды, разглядывал зонтики на прилавке, листал книжки на полках. Слушал ветер.
Ветер пока молчал, но Дементий знал, что торопиться ни к чему - то, что должно быть услышано, будет услышано тогда, когда сложится какой-то невидимый пазл, в котором он сам, Дементий, один из фрагментов, и сейчас кто-то - может быть, это ветер - постепенно пододвигает его на нужное место, и нечего ему мешать.
Оказавшись в подземном торговом центре на Павелецкой, Дементий решил, что самое время поесть, взял пельмени и кофе и устроился на диванчике, по периметру огибающем фудкорт. Столики постепенно заполнялись народом из соседних офисов - начиналось обеденное время.
К соседнему незанятому столику стремительно, опережая двух девчонок с бейджами на шее, бросилась пенсионного возраста дамочка в расстегнутой куртке, на один стул сразу же плюхнула лиловый рюкзачок, на другой уселась сама, третий ухватила левой рукой за спинку, чтобы не увели, а правой рукой призывно замахала. Подгребли две ее ровесницы, таща подносы с чайными чашками и какой-то выпечкой, засуетились, снимая куртки и развешивая на спинках стульев, потом, наконец, уселись и загалдели наперебой, перебивая друг друга.
Дементий особенно не прислушивался, но слово «платок» его насторожило.
- Представляете, девочки, - жаловалась пришедшая первой, - платок свой вчера где-то посеяла, тот, с цветами, итальянский. Жалко ужасно. Купила вот себе в переходе шарф, хожу с ним. Не представляю, где могла потерять. Вроде из дома выходила, платок на шею повязала, а вернулась - нет. Развязался, наверное, и соскользнул.
- А куда ходила-то?
- В ботанический сад, на экскурсию по оранжерее, где у них пальмы. Ну, там не только пальмы, вообще всякое тропическое. Бананы висят, прямо настоящие. Названия чудесные, один мелкосорусник сколопендриевый чего стоит!
- Ну, Лилька, ты даешь, такое запомнить!
- Да ладно, запомнить - я записала и выучила.
- А, тогда «нещетово», как Верка моя говорит.
- Мы старые, нам можно. Так я еще хотела рассказать. У них там финик канарский, пальма такая, растет под углом, иначе не поместилась бы. И еще, можно сказать, молодая - восемьдесят лет, они долго живут. Так вот, нам сказали, пальма есть, а фиников нет и не будет, потому что эти пальмы, оказывается, двудомные - то есть каждое дерево либо девочка, либо мальчик. И эта у них девочка, ну то есть взрослая уже девушка, а мальчика, ну или там мужика, нет. И вот она цветет исправно, и всё впустую. Восемьдесят лет. Представляете? Грустно как. А когда эти пальмы дорастают до потолка и упираются в него, их приходится срубать и сажать новые, потому что пальму подрезать нельзя, у нее ветки не образуются.
- Ой, Лилька мне бы твои заботы. Тут сама цветешь-цветешь, и все впустую. Или уже и не цветешь…
Дементий допил кофе и стал набирать сообщение Роману. Пазл сложился.
* * *
Мэтру Жерому было известно несколько случаев, когда превращенных во что-нибудь удавалось расколдовать, убив колдуна, наложившего заклятие, но злой колдун Аррагимант был жив, и связываться с ним мэтр Жером и сам не желал, и клиенту своему не советовал. Кроме того, восьмидесятилетняя пальма появилась в оранжерее задолго до рождения прекрасной Зеликтамар, так что в пальму ее колдун не превратил, а каким-то образом запрятал.
Коллектив «Бюро поисков», изучив несколько сборников сказок народов мира и проведя мозговой штурм, выдвинул идею: поскольку два условия снятия проклятия уже реализовались - рассеянная женщина потеряла платок, а бездельник стал ее слушать - надо теперь попробовать расшатать само проклятие.
Самым перспективным сочли пункт о напрасном цветении и бесплодии - если одинокая пальма каким-то образом обретет пару и принесет плоды, это разрушит чары, удерживающие принцессу. Мэтр Жером идею поддержал, но высказался против того, чтобы дожидаться плодов - по его мнению, проклятие будет достаточно ослаблено, если удастся просто опылить цветки. У него были опасения, как бы происходящее с деревом не возымело для принцессы нежелательных последствий.
Дальнейшее было практически делом техники.
Найти экспертов по пальмам, выяснить, сколько времени длится цветение, сколько времени может храниться пыльца и где, собственно, эту пыльцу взять (с пыльцой оказалось непросто, мэтру Жерому пришлось ее зачаровать, чтобы она оставалась годной для опыления). Найти выходы на руководство оранжереи; проявить интерес к цветению пальм; попросить, чтобы дали знать, когда зацветет финик канарский. Оформить договор на проведение корпоративного мероприятия с фотосессией; пригласить двух знакомых профессиональных фотографов. Договориться, чтобы позволили поснимать цветение финика с близкого расстояния, со стремянки. Собрать на фотосессию с последующим походом в ресторан шумную компанию сотрудников с супругами, подругами и бойфрендами.
Кое-что пришлось прямо накануне мероприятия переиграть.
Роман сперва рассчитывал отправить на стремянку одного из фотографов, рассказав ему, что задуман классный пранк, ботаники с ума сойдут, надо только незаметно высыпать пыльцу из коробочки на цветки. Но мэтр Жером сообщил, что его клиент настаивает на личном участии и сыпать пыльцу желает сам, для него это вопрос чести. Никакие опасности его не пугают, он подписал документ по всей форме об отсутствии претензий в случае чего, оставил распоряжения насчет своих мирских и духовных дел и готов отправляться немедленно. С точки зрения мэтра Жерома, в этом был резон; чародей ссылался на вероятность установления какой-то «связи судеб» между принцессой и ее освободителем. Роман припомнил разные сказки народов мира и вынужден был согласиться.
К большому облегчению, клиент по имени Серегарих, которого стали для конспирации звать Серегой, оказался не дурак и не истерик. Знание языка ему чародей наколдовал, инструкции он выслушал, понял и смог для контроля внятно повторить своими словами. Ему подобрали какую-то одежду и кроссовки и нацепили сверху жилет со множеством карманов, как у фотографов; в одном из карманов покоилась зачарованная коробочка с пыльцой.
Роман с беспокойством следил, как Серегарих с болтающимся на шее фотоаппаратом лезет по стремянке к здоровенной кисти желто-оранжевых цветков; двое коллег в это время отвлекали сотрудника оранжереи дилетантскими вопросами, а еще четверо на всякий случай толпились возле пальмы.
Все произошло довольно быстро. Серегарих только успел спуститься со стремянки и подойти туда, где ствол пальмы нависал над проходом для посетителей, как воздух вокруг ствола задрожал радужным маревом. Серегарих потянулся к стволу обеими руками и слегка присел, но устоял на ногах, когда оказалось, что он держит на руках совсем не воздушную особу в расшитом крупными бусинами платье. Две черные косы, переплетенные золотыми шнурами, свисали чуть ли до земли. Особа явно уже собиралась заорать, но Серегарих торопливо что-то ей стал говорить, видимо, достаточно убедительно, потому что орать она передумала, а вместо это тихо ему что-то ответила, он ее поставил на ноги, церемонно поклонился и протянул ей серебряный диск на цепочке - зачарованный мэтром Жеромом талисман, такой же, как у него самого. Пока она надевала цепочку, протаскивала через нее косы и забрасывала их за спину, Роман успел забрать у Серегариха фотоаппарат и отправить чародею сообщение. Через секунду пришел ответ; Роман кивнул напряженно ожидающему Серегариху, и тот вместе с принцессой исчез без всякого шума и возмущения стихий. Можно было заканчивать фотосессию и перемещаться в ресторан.
* * *
На этот раз Дементий даже не бездельничал, но прозвучавшее рядом слово «платок» снова заставило его обернуться, как и тогда. За соседним столиком, разумеется, обнаружилась та самая Лилька - она как раз сняла с шеи платок и с гордостью демонстрировала его своим собеседницам. Платок действительно был хороший, из тяжелой струящейся ткани с бирюзовым узором по темно-синему фону.
- Представляете, девочки, получила в подарок и не знаю, от кого. Курьер принес пакет на мое имя, а там такая вот прелесть, и даже записки никакой нет. Вот решила сегодня надеть, вам похвастаться. Правда же, роскошный? И вообще, у меня радость. Я на прошлой неделе опять в оранжерею пошла - помните, я вам рассказывала, пальма там была, финик канарский? Так вот, на ней финики! Я сама видела, длинная такая гроздь, фиников, правда, немного, но точно есть, желтенькие. Я даже к их сотруднице подошла, спросила, как же это, ведь вроде эти пальмы двудомные, и у них только эта одна, второй нет. Так она говорит, сами удивляемся, будем теперь изучать. Как-то эта пальма их всех обманула и нашла себе кавалера, ну или помог ей кто-то. В общем, я за нее ужасно рада.
***
Про мэтра Жерома и его контакты с «Бюро поисков» есть и другие сказки:
Два сапога пара Новая метла Дела нет - читай устав