Мандарины счет любят

Jan 09, 2019 21:22


Сказка для новогоднего проекта в Заповеднике сказок zapovednik_2005

Рыцарь Жак де Ла Тур Делабре очень хотел жениться на девице Аделаиде де Монфьер. Девица Аделаида была во многих отношениях прекрасная партия: сирота, единственная наследница очень неплохого баронского замка, да еще по материнской линии дальняя родственница королевского дома. При таких достоинствах внешность и характер значения уже не имели. Впрочем, Аделаида была еще не стара, недурна собой, а что считалась грамотейкой, так с этим Жак вполне готов был мириться. Он, между прочим, сам был грамотный, и ничего.

Но к этому столь желанному для него браку было много препятствий. Жак, третий сын в семье, был бедный рыцарь. Кроме хорошей наследственности и рыцарских шпор, он получил в наследство только коня, фамильный меч, раньше принадлежавший бездетному папашиному кузену, и возможность идти на все четыре стороны. Опекуном девицы де Монфьер, как сироты благородного звания, состоял сам король, а Жак к своим тридцати годам не мог похвастаться личным знакомством с его величеством, а тем более заслугами перед ним. Вдобавок, надо было еще заслужить благосклонность Аделаиды - она ведь могла и отказать предложенному королем жениху.

В общем, Жак решил рискнуть и отправиться за мандаринами.



Мандарины в королевстве Трамонтанском очень ценили, и не только за вкус и аромат. Молва приписывала им разнообразные чудесные свойства, включая привлечение благополучия, завоевание благосклонности дамы сердца, а также укрепление благонравия и прилежания в детях. К сожалению, ни в самом королевстве, ни в окрестных землях мандарины не родились; добыть их можно было только прибегнув к помощи знающего чародея и выполнив несколько непростых условий. Чародеи обитали все больше в местах труднодоступных, и сыскать их было непросто, помочь они тоже соглашались не каждому, да и не каждый оставался в живых после их помощи. Даже и заполучив мандарины, не всегда удавалось довезти их в целости и сохранности до столицы.

Неудивительно, что к королевскому столу мандарины попадали не каждый год. Если точнее, то за последние десять лет вообще ни разу. Один рыцарь пропал без следа, и даже чародей не смог сказать, что с ним стало. Два рыцаря в разные годы благополучно вышли от чародея с мешком мандаринов, но по дороге были вынуждены все их раздать - к королю нести было уже нечего. У одного рыцаря на полпути к столице все мандарины заплесневели, что народная молва однозначно считала признаком какого-то обмана с его стороны; репутация его была безнадежно испорчена. После этого желающих больше не находилось. А между тем король ежегодно в начале зимы объявлял, что доставивший мандарины к королевскому столу на Рождество сможет потребовать себе награду на свой выбор. В разумных пределах, конечно - не корону и даже не полцарства.

Жак целый год усердно расспрашивал каждого встречного-поперечного и выслушал множество историй о хождении за мандаринами, от весьма правдоподобных до совершенно сказочных. Все сходились на том, что взыскующий мандаринов должен обещать - и потом отдать! - половину добытого чародею, в награду за помощь. Точно так же и каждому, кто помогал рыцарю добраться до чародея, следовало обещать - и отдать! - половину тех мандаринов, что к моменту встречи еще останутся у рыцаря. При малейшей нечестности мандарины немедленно портились, такова уж была их природа. А те, кто получил мандарины в награду за помощь, не могли их ни продать, ни отправить к королевскому столу от своего лица, только съесть или подарить.

Жак съездил в родной замок Тур Делабре, и старший братец, узнав о его планах, выделил денег на дорогу - как положено, под обещание половинной доли. Когда на площади перед дворцом глашатай зачитал очередной мандариновый указ, Жак шагнул вперед, назвал себя и объявил, что выезжает завтра же.

Приключения его в поисках обиталища чародея опустим; скажем только, что он старался где только можно обходиться своими силами, и помощников, которым была обещана доля мандаринов, набралось всего четыре, считая старшего братца.

Чародей согласился помочь за условленную плату - половину добычи. Оказалось, что мандарины зреют в землях каких-то демонов, куда чародей и отправит Жака, но только налегке - кольчугу, шлем и даже фамильный меч с собой брать было нельзя. Там предстоит встретиться с местными демонами. Будет много страшного, но доблестный рыцарь должен превозмочь страх, никуда не уходить и до времени не произносить ни слова. Демонам следует отдать условленную плату, а они взамен дадут мешок мандаринов.

Вечером забрались на верхнюю площадку башни, откуда чародей обычно наблюдал за движением светил. Чародейский ученик Реми, коренастый малый лет пятнадцати, притащил целый сыровяленый окорок и головку зрелого овечьего сыра. Жак уже думал, что это на ужин, но оказалось нет, провизия предназначалась для демонов. Окорок и сыр сложили в мешок, мешок вручили Жаку, чародей сверился со звездами и начал свои заклинания.

Как он попал к демонам, Жак потом вспомнить не мог. На что были похожи демонские земли, тоже помнилось смутно. Вроде бы там было темно, и во тьме загорались и неслись куда-то яркие огни, то желтые, то красные, то белые; вроде бы в пяти саженях от себя увидел Жак отрубленную голову великана, глаза которой горели ярким потусторонним светом; а может, то была и не голова вовсе, потому что вдруг с двух сторон у нее открылись как бы дверцы, и из каждой вылезло по демону. Один демон подошел к Жаку и протянул руки, желая взять мешок. Жак отдал, тот схватил мешок, заглянул внутрь и произнес, обращаясь к своему спутнику: «Хамон!» - так, по крайней мере, Жаку показалось. Второй тем временем из той же великанской головы, которая вроде как и не голова, достал другой мешок, принес и отдал Жаку. Тот едва не забыл, что надо сказать, но все-таки вспомнил, произнес «Мандарин!», и дальше очнулся уже у чародея в башне, сидя на полу в обнимку с мешком. Болела отбитая задница, но в остальном вроде бы все обошлось благополучно.

Теперь настало время заняться тем, что Жак обдумывал целый год. Прежде всего они с чародеем разделили добытое, бережно вынимая мандарины по одному из мешка и раскладывая в две кучи. В каждой оказалось по девяносто шесть золотисто-желтых чуть приплюснутых плодов в блестящей ноздреватой кожуре, источающих дивный аромат. Один оставшийся без пары мандарин с обоюдного согласия был очищен от кожуры и съеден на месте; Жак свою половинку съел сам, поражаясь волшебному вкусу, а чародей отдал ученику со словами: «Ешь давай, укрепляй благонравие и прилежание». Ученик уже приготовил было мешок складывать Жакову долю обратно, но Жак заявил, что сначала ему надо кое-что обсудить с чародеем. Выслушав, что ему предлагают, чародей чрезвычайно развеселился и заявил:

- А ведь это может сработать! Надо же, какое изящное решение! Не ожидал, не ожидал! Реми, поедешь с господином рыцарем в столицу! Очень интересно! Сейчас принесу деньги и попробуем!

- А вы не боитесь, что я все себе возьму? - ухмыльнулся Реми.

- А ты мне обещание дашь, - с готовностью ответил Жак. - Если попробуешь обмануть, сначала я с тебя шкуру спущу, а потом еще и чародей добавит. И сам знаешь, с мандаринами обман впрок не пойдет.

И план сработал.

Чародей выдал своему ученику шестнадцать грошей, и тот купил у Жака шестнадцать мандаринов, по грошу за штуку.

После чего Реми дал торжественное обещание не жульничать, в пути не задерживаться и рот не разевать, получил от чародея еще денег на дорогу и отбыл.

Жак, снова при мече, шлеме и доспехах, вышел из чародейской башни с похудевшим мешком, в котором оставалось восемьдесят мандаринов. В условленном месте он встретился с проводником, отдал ему сорок мандаринов, добавил восемь грошей и через сутки пути по козьим тропам через горы был уже в трактире «Веселый бурундук», хозяин которого ему как раз этого проводника и нашел.

Трактирщик вывел из конюшни отдохнувшего и отъевшегося рыцарского коня, получил двадцать мандаринов и четыре гроша и пожелал Жаку счастливого пути.

Мальчишка, который показал Жаку тропу через болото - а то бы доблестный рыцарь до сих пор еще там плутал - получил десять мандаринов и два гроша.

Еще пять мандаринов и один грош получил старший братец рыцаря, приехавший в столицу узнать, что вышло из этой затеи.

По ступеням королевского дворца Жак поднялся за два дня до Рождества, неся в заранее припасенной корзинке пять благоухающих золотистых мандаринов. Грош - последний оставшийся из шестнадцати - был надежно припрятан в подкладку колета.

Мандарины произвели фурор. Король был особенно доволен тем, что их оказалось целых пять, так что по одному досталось ему самому, королеве, двум принцам и принцессе. Поэтому он не отказал в своем согласии на брак Жака де Ла Тур Делабре с девицей Аделаидой, с передачей супругу владений покойного барона де Монфьер - при условии, что сама Аделаида согласится на этот брак. Про себя король подумал, что шансов у рыцаря мало. Что он, собственно, может предложить этой завидной невесте?

А Жак, получив королевский рескрипт, немедля отправился в Монфьер. У городских ворот его ждал Реми. Жак протянул ему бережно сохраняемый грош и получил взамен один мандарин. Все было честно. Никто никого не обманул.

Девица Аделаида де Монфьер, получив от Жака к Рождеству мандарин и предложение руки и сердца, заинтересовалась. Узнав подробности, она заинтересовалась еще больше. А съев первую дольку мандарина, решила, что этот доблестный и разумный рыцарь просто чудо как хорош. И согласилась выйти за него замуж, так что остаток мандарина они доедали вместе.

А Реми продал 15 мандаринов по 15 грошей за штуку, возместил все расходы на поездку, повеселился в столице, да еще купил чародею новую мантию, а себе ученую книгу «Золотой ключ к науке, именуемой арифметика».

Рецепт получен от filagrina:
1) Рыцарь (может быть "Печального образа", может быть современный или из давних времен, доблестный или коварный, какой угодно... Даже прозвище может быть - "Рыцарь"!)
2) Фамильный меч + маленькая машинка "Смарт" + мешок мандаринов
3) Веселый бурундук + золотой ключ

сказка, ЗаповедникСказок, Жак

Next post
Up