Физионотрас (physionotrace, physiognotrace, physionomotrace - от physionomie «физиономия, черты лица, облик» и trace «след, отпечаток», tracer «чертить, рисовать») - механическое устройство для рисования портретов, обычно в профиль. По-французски «физионотрасом» называют не только само устройство, но и технику рисования портретов с его помощью, да и сам портрет, выполненный таким методом. За полвека с конца 1780-х до конца 1830-х было выполнено несколько тысяч портретов-физионотрасов, благодаря которым мы теперь представляем себе облик многих участников драматических событий того времени. Многие гравированные профильные портреты, в описаниях которых нет никаких указаний на физионотрас, тоже основаны на изображениях, полученных с помощью этого устройства.
Эдм Кенеде. Раскрашенный портрет-физионотрас маркиза де Лафайета, командующего национальной гвардией Парижа.
https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/musee-carnavalet/oeuvres/portrait-de-monsieur-le-marquis-de-la-fayette Про физионотрас нашлось несколько более или менее содержательных статей - см. ссылки в конце. Мне показалась наиболее интересной работа Сирила Лекосса "Серийные портреты и механическое воспроизведение черт лица в эпоху Просвещения и в период Революции", так что я буду в основном опираться на нее, добавляя по мере необходимости сведения и иллюстрации из других источников. Большинство свежих публикаций на русском языке с разной степенью точности пересказывают статью Сергея Голубева «Физионотрас: фотография до фотографии», опубликованную в 2013 году; в этой статье много ценной информации, но есть, к сожалению, ряд досадных ошибок.
***
Разными механическими приспособлениями для рисования и копирования архитекторы и художники стали пользоваться еще в XV веке; у Филиппо Брунеллески была некая "таволетта", а у Альбрехта Дюрера - "перспектограф". Параллельно над задачей получения точного изображения с натуры или точной копии уже готового изображения работали ученые и изобретатели.
Первым механическим устройством, получившим широкое практическое применение, стал пантограф, изобретенный немецким иезуитом Кристофом Шейнером (1575-1650) в 1603 году. В 1631 году Шейнер опубликовал книгу о пантографе и его применении с подробными математическими доказательствами (Christophori Scheiner, e Societate Iesu Germano-Sueui, Pantographice, seu, Ars delineandi res quaslibet per parallelogrammum lineare seu cauum, mechanicum, mobile, Libellis duobus explicata, & Demonstrationibus Geometricis illustrata).
Иллюстрация из итальянского издания книги Кристофа Шейнера (1653).
https://ia800206.us.archive.org/1/items/pratticadelparal00sche/pratticadelparal00sche_bw.pdf Усовершенствованный пантограф, созданный французским инженером Жаном Ланглуа в начале 1740-х годов, позволял "механически копировать рисунки, чертежи, эстампы и картины, не имея никаких познаний в рисовании или гравировании" (именно так описывал его назначение французский академический словарь 1762 года). При этом копии можно было сразу делать увеличенными или уменьшенными. Пантограф Ланглуа принципиально не отличался от исходной конструкции Шейнера, но был технически совершеннее, точнее и удобнее.
Пантограф Клода Ланглуа. Иллюстрация из «Энциклопедии».
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Langlois_Pantograph.jpg В эпоху Просвещения "рисовальные машины" стали интересовать уже не только художников, но и военных и гражданских инженеров, землемеров, модных портных, создателей рисунков для тканей и обоев, да и просто культурную публику, которая появилась в Европе в достаточном количестве.
Несколько факторов способствовали прогрессу в этой области: развитие техники печати гравюр и моды на их коллекционирование, рост числа художников-любителей, а еще мода на портреты, охватившая не только аристократию и самых богатых буржуа, как прежде, но и людей с ограниченными средствами. Парадный портрет маслом, требующий от художника высокой квалификации, трудоемкий и неизбежно дорогой, могли позволить себе только заказчики из высших слоев общества; миниатюрная гуашь, рисунок карандашом или пастелью были доступнее и по цене, и с точки зрения обучения художника. Профессиональные художники предлагали миниатюрные или графические портреты за умеренную цену; произведения высокого уровня создавали немногие, а остальные осваивали поточное производство стандартных картинок, более или менее точно воспроизводящих черты лица, прически и знаковые детали костюма - мундиры, ордена, кружева, покрой платья, модные шляпки. Иногда не требовалось и этого; известный художник-портретист Жан-Батист Изабе (1767-1855) в молодости работал на некоего торговца картинами, который держал у себя большое количество заготовок портретов на разный возраст и положение в обществе. Для конкретного заказчика оставалось только подрисовать глаза нужного цвета и подправить кое-какие детали; без всякого позирования можно было получить свой портрет за 12 ливров.
Многие задумывались над тем, как бы вообще свести создание графического портрета к чисто механическим действиям, которым несложно научиться. Довольно просто оказалось "механизировать" рисование силуэта - для того, чтобы обвести карандашом контур тени на полупрозрачном экране, действительно не нужно ни особых художественных способностей, ни долгого обучения. По легенде, пересказанной Плинием Старшим, изобразительное искусство некогда зародилось как раз таким образом - девушка обвела углем на стене тень своего возлюбленного, уходившего на войну.
Жан-Батист Реньо (1754-1829). Изобретение живописи (1786).
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ch%C3%A2teau_de_Versailles,_salon_des_nobles,_Dibutade_ou_l%27Origine_de_la_peinture,_Jean-Baptiste_Regnault.jpg Портрет-силуэт получил свое название по имени Этьена де Силуэта (1709-1767), генерального контролера финансов в царствование Людовика XV, который пытался вводить меры жесткой экономии, чтобы привести в порядок бюджет, сильно пострадавший от разорительной Семилетней войны. Придворные круги, естественно, были недовольны, Силуэта быстро убрали с этого поста, бюджет так и остался дефицитным, а вошедшие в моду в 1750-х годах контурные портреты, вырезанные из черной бумаги - дешевая альтернатива традиционным миниатюрам - были прозваны "портретами по-силуэтовски".
"Машину для рисования силуэтов" описал в своей знаменитой книге про физиогномику Иоганн Каспар Лафатер (1741-1801), швейцарский литератор, богослов и создатель криминальной антропологии. Про Лафатера и его физиогномику рассказывать не буду, есть где прочитать; важно, что ему для иллюстрации своих теорий нужно было изображать лица не с позиции художника, который "я так вижу", а объективно и по возможности точно. Ничего особенно сложного в его машине не было, да и механики никакой тоже не было - просто неподвижно закрепленные экран, светильник и стул для портретируемого. Оператор стоял позади экрана и обводил тень. При расположении светильника ровно напротив головы портретируемого особых искажений не возникало; изображение получалось практически в натуральную величину.
Гравюра Иоганна Рудольфа Шелленберга (1740-1806) изображает получение портрета-силуэта с помощью «машины», изобретенной Лафатером.
https://en.wikipedia.org/wiki/File:A_man_drawing_the_silhouette_of_a_seated_woman_on_translucen_Wellcome_V0049670.jpg В середине 1780-х Жиль-Луи Кретьен, художник-любитель, гравер и музыкант (он служил виолончелистом в королевской капелле в Версале) придумал добавить к этой конструкции пантограф.
Жиль-Луи Кретьен (1854-1811). Портрет изобретателя был нарисован с использованием физионотраса Жаном-Батистом Фуке (1761-1799), а в 1792 году сам Кретьен сделал с него гравюру. Портрет совсем небольшой, 7,6 х 6,6 см.
https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/musee-carnavalet/oeuvres/portrait-de-monsieur-chretien-gl-musicien-du-roy-inventeur-du-physionotrace Оператор располагался позади экрана и обводил стилусом контур тени, а закрепленный на пантографе карандаш воспроизводил контур на бумаге.
Физионотрас Жиля-Луи Кретьена - рисунок и модель, сделанная по этому рисунку. Здесь вместо полупрозрачного экрана стекло, так что оператору видны не только контуры тени, но и черты лица.
https://twafordizzy.wordpress.com/2016/09/23/gilles-louis-chretien-aan-de-wieg-van-roerige-ontwikkelingen/ Благодаря пантографу изобретенный Кретьеном прибор под названием физионотрас позволял рисовать контур не на экране, а на отдельном листке бумаги. Этот контур можно было, например, закрасить черной тушью и получить силуэт, но если вручную дорисовать черты лица и прическу, то получался уже портрет, причем с гарантированным соблюдением пропорций. Этот портрет в натуральную величину назывался grand trait; с помощью пантографа его можно было скопировать с уменьшением до нужного размера на бумагу или на медную пластинку для гравирования.
Гравюра Кристофа-Вильгельма Бока (р. 1754/55) по рисунку Амброзиуса Габлера (1762-1834). Портретист-физионотрасист (1802).
https://www.artic.edu/artworks/2363/a-physionotrace-portraitist Художник «дорисовывает» портрет по контуру, полученному с помощью физионотраса.
Впоследствии в Соединенных Штатах «физионотрасом» стали называть несколько иное устройство: там оператор обводил стилусом контур не тени, а самого человека, а пантограф сразу уменьшал изображение до нужного размера. Потом чаще всего ограничивались вырезанием силуэта. Были и портативные модели.
Изобретатель сначала предназначал свой прибор в основном для развлечения в кругу семьи и друзей. Его рекламное объявление, опубликованное в 1786 году, гласило: «Господин Кретьен, музыкант королевской капеллы, изобрел прибор, с помощью которого делается портрет заданной величины, в профиль или в ¾, за 3 или 4 минуты, причем не надо уметь рисовать. Цена этой машины не превышает 24 ливров».
Кретьен также попытался предложить свою машину военному ведомству, чтобы делать портреты новых рекрутов - если вдруг рекрут потом дезертирует, его можно будет опознать по портрету. К счастью для будущих дезертиров, из этой затеи ничего не вышло, и Кретьен стал принимать заказы на изготовление портретов за небольшие деньги. Заказов оказалось неожиданно много, и сам Кретьен с ними справиться не мог - он был в первую очередь гравером, а рисовал посредственно, на любительском уровне. В 1788 году к нему присоединился квалифицированный художник-миниатюрист, Эдм (или Эдме - пишут и так, и так) Кенеде (1756-1830), и вдвоем они поставили изготовление портретов на коммерческую основу.
Автопортрет Эдма Кенеде, выполненный с помощью физионотраса (1803). В надписи под портретом указан адрес мастерской.
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Self-portrait_by_Edme_Quenedey,_1803,_physionotrace_and_aquatint,_Honolulu_Museum_of_Art.JPG?uselang=fr Кенеде принимал заказчиков в парижской мастерской в Пале-Рояле и выполнял grand trait в натуральную величину, по которому потом Кретьен гравировал матрицу и пересылал компаньону для печати оттисков. Заказчик должен был приобрести билет на позирование за 6 ливров - это был авансовый платеж. Оригинал grand trait стоил 12 ливров с зачетом стоимости билета; еще за 24 ливра можно было через несколько дней получить гравированную матрицу и 12 оттисков. 23 апреля 1789 года 6 ливров за билет в мастерскую Кенеде уплатил Томас Джефферсон, будущий президент США, а в то время посол США во Франции. 29 апреля он уплатил еще 30 ливров и получил матрицу и отпечатки. Позже, уже в Америке, Джефферсон снова позировал для физионотраса - про автора американского портрета, Шарля Бальтазара Жюльена Февре де Сен-Мемена, будет отдельный рассказ.
Сотрудничество Кретьена и Кенеде продлилось около полутора лет; за это время было сделано около тысячи (!) портретов.
Жан Сильвен Байи (1736-1793), председатель Национального собрания, учрежденного в Версале в июне 1789 года. Гравюра Кретьена с рисунка Кенеде, выполненного с помощью физионтраса.
https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/musee-carnavalet/oeuvres/mr-bailly-president-de-l-l-assemblee-nationale-constituee-a-versailles-en#infos-principales К августу 1789 года Кенеде сам освоил технику гравюры и уже не нуждался в помощи Кретьена; он расстался с компаньоном и дальше работал самостоятельно. В собственной мастерской в Пале-Рояле он предлагал клиентам гравирование матрицы и 12 оттисков всего за 24 ливра; матрица позволяла при необходимости получить до 2000 оттисков - при такой цене миниатюрный портрет было не жалко использовать в качестве визитной карточки. За такую же сумму Кенеде был готов сделать и миниатюрный портрет на слоновой кости (в единственном экземпляре), тоже на основе силуэта, полученного с помощью физионотраса. Менее обеспеченная публика могла ограничиться портретом в единственном экземпляре на веленевой бумаге за 10 ливров или на простой бумаге за 3 ливра.
Кретьен, в свою очередь, нашел себе нового рисовальщика и продолжил делать гравюры с его рисунков, тем более что службе в королевской капелле пришел конец. Его сотрудник Жан-Батист Фуке (1761-1799) не только выполнял grand trait, но и придумал раскрашивать гравированные портреты, придавая им вид живописной миниатюры. Кретьен и Фуке в конце 1789 года тоже открыли мастерскую поблизости от Пале-Рояля; их продукция была более качественной, чем у Кенеде.
Революция принесла массовый спрос на портреты политических деятелей; физионотрас пригодился и здесь. Часть стандартных портретов депутатов Национального собрания - профиль, вписанный в круглый медальон - делалась с применением технических средств. Гравированный портрет для последующей печати снабжался идеологически выдержанным текстом в стихах или в прозе и использовался как инструмент пропаганды (см. портрет Лафайета в начале поста). Индивидуализация здесь была не слишком важна; выпускались целые серии портретов, выполненных в едином стиле.
Портрет Жака-Пьера Бриссо (1754-1793), депутата Законодательного собрания (1792). Рисунок Фуке с использованием физионотраса, гравюра Кретьена.
https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/musee-carnavalet/oeuvres/portrait-de-monsieur-brissot-j-p-depute-a-la-seconde-legislative#infos-principales Портрет Жака-Пьера Бриссо. Рисунок Фуке большого размера (46 х 38 см). Это либо оригинальный grand trait физионотраса, с которого была сделана гравюра уменьшенного размера (см. выше), либо его копия, которую Фуке раскрасил сангиной и пастелью.
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Jacques_Pierre_Brissot_de_Warville.jpg?uselang=fr Гравированный портрет Максимилиана Робеспьера, выполненный Жилем-Луи Кретьеном по рисунку Жана-Батиста Фуке с помощью физионотраса.
https://fr.wikipedia.org/wiki/Fichier:Maximilien_Robespierre_Physionotrace_engraving_by_Fouquet_and_Chr%C3%A9tien_1792.jpg. По верху надпись: "Неподкупный Робеспьер. Депутат Национального Учредительного собрания"
Считается, что этот портрет Максимилиана Робеспьера представляет собой grand trait, выполненный Жаном-Батистом Фуке с помощью физионотраса. В 1792 году с этого grand trait Жиль-Луи Кретьен сделал гравированный портрет (см. выше).
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Robespierre_-_physionotrace.jpg В 1791 году ежегодная выставка в Салоне Лувра, где ранее могли быть представлены только работы членов Академии живописи, впервые стала открыта для всех художников, и там были в изобилии представлены портреты, выполненные с помощью физионотраса; раньше академики с презрением отвергали такого рода работы, относя их к ремеслу, а не к искусству, да и гравюра, если гравер не был одновременно и художником, еще долгое время считалась ремеслом. В 1793 году Кретьен представил в Салоне сто гравированных портретов по рисункам Фуке, выполненным с помощью физионотраса, а в 1795 - 600 миниатюрных портретов, сгруппированных на 12 листах. Кретьен и Фуке продолжали выставляться в Салоне до 1799 года, а в 1802 году в выставке впервые участвовал не только Кретьен, но и Кенеде.
В 1796 году Кенеде, растерявшему заказчиков, пришлось отправиться за границу - он несколько лет довольно успешно практиковал в Брюсселе, Генте, Антверпене, а потом в Гамбурге. Вернулся он уже при Наполеоне, в 1801 году, и возобновил работу в Париже. Клиентами были представители всех классов общества: ремесленники, мелкие буржуа, слуги, торговцы, актеры, чиновники, военные, актеры, заезжие иностранцы - в том числе и из России. В 1811 году за 25 франков можно было получить 100 оттисков, а раскрашивание акварелью стоило 3 франка за каждый экземпляр; за отдельную сумму можно было получить в свое распоряжение исходный портрет в натуральную величину и гравированную матрицу. Кенеде продолжал работать до своей смерти в 1830 году; он обучил рисовать и гравировать портреты своих дочерей, и они работали вместе с ним.
Портрет-физионотрас Василия Львовича Пушкина работы Эдма Кенеде выполнен в Париже в 1803 году.
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/pics/8304-pictures.php?picture=830401 Редкий портрет-физионотрас анфас, выполненный Эдмом Кенеде.
https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/musee-carnavalet/oeuvres/portrait-de-tanoiana-andrievna-niconova-nee-pascaia#infos-principales Кретьен к началу 1800-х снова обратился к занятиям музыкой и забросил портретирование. Он умер в 1811 году, и его официальным преемником стал молодой Этьен Бушарди (1797-1849), освоивший физионотрас под руководством изобретателя. Бушарди работал до 1830-х годов.
Портрет-физионотрас Василия Андреевича Жуковского, выполненный в Париже Этьеном Бушарди в 1827 году.
http://odessa-memory.info/index.php?id=713 Бушарди совместил в одном изображении портреты В.А. Жуковского и А.И. Тургенева, которые в 1827 году приехали в Париж вместе.
https://www.pressreader.com/russia/vedomosti/20150211/282136404838634 Ну а дальше появился дагерротип, а за ним и фотография, и физионотрас утратил практическую ценность, превратившись в антиквариат или забавную игрушку.
Дагерротип В.А. Жуковского. 1850-1851.
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:ZhukovskyV.png?uselang=ru Современная модель физионотраса (Mark and France Scully Osterman's Physiognotrace)
https://projectionsystems.wordpress.com/2009/09/10/physiognotrace/ Физионотрас современной художницы-силуэттистки Синди Харвуд Роуз - в 2010 году она проводила мастер-классы в Международном музее фотографии в Рочестере (штат Нью-Йорк).
http://silhouettesbycindi.blogspot.com/2010/04/before-photography-silhouettes-captured.html В отделе гравюр Национальной библиотеки Франции хранится несколько тысяч портретов, выполненных с помощью физионотраса. Значительная коллекция есть также в парижском музее Карнавале. Часть этих коллекций поступила в фонды, когда дочери Эдма Кенеде после смерти отца продали те оттиски и матрицы, которые он оставлял у себя.
Большие коллекции американских портретов хранятся в музеях США - в Национальной галерее, в музее Метрополитен и в некоторых других.
Большинство источников на русском языке опираются вот на эту статью:
Сергей Голубев Физионотрас: фотография до фотографии. // Исторический журнал. - 2013. - № 12. - C. 96-105.
https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=-29014 На французском:
Cyril Lécosse, « Portraits en série et reproduction mécanique des traits à l’âge des Lumières et sous la Révolution : entre idéal démocratique et stratégies commerciales », Perspective [En ligne], 2 | 2019, mis en ligne le 30 juin 2020, consulté le 25 janvier 2021. URL :
http://journals.openedition.org/perspective/15521 ; DOI :
https://doi.org/10.4000/perspective.15521 Guillaume Mazeau, « Portraits de peu. Le physionotrace au début du XIXe siècle », Revue d'histoire du XIXe siècle [En ligne], 45 | 2012, mis en ligne le 31 décembre 2015, consulté le 19 avril 2019. URL :
http://journals.openedition.org/rh19/4334 ; DOI : 10.4000/rh19.4334
« Présentez votre meilleur profil et ne bougez plus ! » - Une histoire du physionotrace et de ses opérateurs.
https://artetempire.wordpress.com/2017/07/09/presentez-votre-meilleur-profil-et-ne-bougez-plus-breve-histoire-du-physionotrace-et-de-ses-operateurs/ ORTEL, Philippe, « Le physionotrace à l’ombre des Lumières », communication présentée lors de la journée d’étude « Phlit, nouveaux développements », 22-23 mars 2012, Université Rennes 2, labo Cellam, publié sur Phlit le 10/07/2012. url:
http://phlit.org/press/?p=1240 Про Эдма Кенеде:
https://www.jschweitzer.fr/les-aubois-tr%C3%A8s-c%C3%A9l%C3%A8bres/edme-quenedey-et-le-physionotrace/ Про Шарля Бальтазара Жюльена Февре де Сен-Мемена, который в 1793-1814 жил в эмиграции в США и кормил семью, выполняя портреты с помощью физионотраса, будет отдельный пост.
В Соединенных Штатах появилось и другое устройство, которое тоже стали называть «физиогнотрасом»: там оператор обводил стилусом контур не тени, а самого человека, а пантограф сразу уменьшал изображение до нужного размера. Потом чаще всего ограничивались вырезанием силуэта. Были и портативные модели.
Чарльз Уилсон Пил (1741-1827). Рисунок физиогнотраса, сделанного Джоном Айзеком Хокинсом, был выполнен около 1803 г. Деталь снизу, напоминающая ложку или ковшик, служила опорой для головы.
https://projectionsystems.wordpress.com/2009/09/10/physiognotrace/ Портативный физиогнотрас, которым пользовался Рафаэль Пил (1774-1825) в начале 1800-х годов.
https://picryl.com/media/portable-physiognotrace-used-by-raphaelle-peale-early-1800s-mahogany-glass-806b3a . Рафаэль Пил, которого считают первым американским профессиональным художником - сын Чарльза Уилсона Пила, автора предыдущего рисунка; отец всем сыновьям дал имена великих художников.