Здесь в некотором роде случайная выборка - представители трех семейств, для которых нашлись портреты второй половины XVIII века. Семьи старинные, знатные; младших сыновей отправляли в мальтийский орден уже не первый век. Процедуру приема в орден начинали чуть ли не (или даже буквально!) с рождения, это не было вопросом личного выбора. Но дальше определенный выбор уже появлялся - кто-то по достижении совершеннолетия принимал обеты, становился мальтийским рыцарем и полностью посвящал себя орденским делам (в XVIII веке этот вариант встречался чем дальше, тем реже), кто-то именовался «шевалье» и делал карьеру во Франции, а кто-то вообще запрашивал - и получал - разрешение выйти из ордена и жениться.
Если сыновей не было, то особенно заслуженные семейства передавали свои орденские привилегии дочерям и их наследникам - удалось найти две таких истории.
Анна Клод Луиза д’Арпажон, в браке графиня де Ноайль, принцесса де Пуа, герцогиня де Муши (1729-1794)
В семействе Арпажон к середине XVIII века не осталось наследников мужского пола, а заслуги перед орденом были, поэтому Большой Крест мальтийского ордена достался даме на портрете.
Портрет герцогини де Ноайль. Автор неизвестен
Луи, виконт д’Арпажон. Это еще до 1645 года, поэтому в гербе мальтийского креста пока нет.
Семейство Арпажон было одним из старейших во Франции, родословная их начиналась в XIII веке. В XVII веке Луи, виконт д’Арпажон, был генералом и успешно воевал все время царствования Людовика XIII. В 1645, когда Мальте угрожал турецкий султан Ибрагим, виконт д’Арпажон собрал своих вассалов, на свои средства вооружил две тысячи человек, снарядил несколько судов с боеприпасами и продовольствием и прибыл на помощь Великому Магистру Полю Ласкарису. Его тут же избрали главой орденского совета и генералиссимусом, и он обеспечил оборону острова. Турки убоялись и не явились. Благодарный Великий Магистр дал ему дозволение включить символ ордена в герб своего рода, наградил его и его сына правом носить золотой мальтийский крест и предоставил ряд других привилегий.
В гербе рода д’Арпажон с тех пор к фамильной золотой арфе, тулузскому кресту с восемью точками, красным полоскам владения Северак и золотым лилиям Бурбон-Руссильона добавился мальтийский крест в самой середине.
Самая примечательная привилегия состояла в том, что один из сыновей или внуков Луи д’Арпажона в каждом поколении мог быть принят в орден с рождения (причем не только без проверки происхождения, но и без уплаты взносов!), а в шестнадцать лет, после принесения обетов, сразу получал Большой орденский крест.
Внук Луи д’Арпажона, Луи II (1659-1736), был мальтийским рыцарем с рождения, но обетов не приносил. Он рано поступил на военную службу, постепенно рос в чинах и умер генерал-лейтенантом и кавалером ордена Золотого руна. Его сыновья (младший был мальтийским рыцарем) умерли еще детьми, но он договорился с тогдашним Великим Магистром, чтобы привилегия, предоставленная его роду, была передана его единственной дочери и ее потомкам. Девочку выдали замуж в 1741, ей не исполнилось еще и тринадцати лет. В 1745 шестнадцатилетняя Анна Клод Луиза д’Арпажон, графиня де Ноайль, получила Большой Крест Мальтийского ордена из рук орденского посла в Париже. На ней род д’Арпажон закончился, и право определять одного из сыновей в орден с рождения перешло к семейству де Ноайль.
Считается, что на портрете изображена герцогиня де Ноайль в бальном наряде
Орденоносная графиня (герцогом ее муж стал позже) была главной придворной дамой королевы Марии Лещинской (жены Людовика XV), а после женитьбы Людовика XVI в 1770 возглавила штат придворных дам Марии-Антуанетты. Мария-Антуанетта ее прозвала «мадам Этикет» за настойчивое следование сложному придворному церемониалу - молодую супругу наследника престола это стесняло, и она, когда стала королевой в 1774, отправила ее в отставку.
Анна де Ноайль была гильотинирована вместе с мужем 27 июня 1794, в последние недели Террора; их взрослые дети успели эмигрировать.
Луи-Мари Марк Антуан, Виконт де Ноайль, шевалье д’Арпажон (1756-1804)
Луи-Мари, виконт де Ноайль, шевалье д’Арпажон. Портрет работы Луи-Мишеля Ван Лоо.
Луи-Мари был пятым сыном Анны де Ноайль, урожденной д’Арпажон. Первой в 1745 родилась девочка, потом чередой рождались мальчики, но трое умерли совсем маленькими. Очередной принц де Пуа становился мальтийским рыцарем с рождения, но титул и рыцарское звание носил недолго, и все доставалось следующему новорожденному. Наконец, в 1752 родился Филипп Луи Марк Антуан, будущий принц-герцог де Пуа и герцог де Муши, а в 1756 - Луи Мари Марк Антуан, которого предназначили в мальтийские рыцари. Его крестным отцом стал командор Мальтийского ордена де Фрулэ, орденский посол во Франции, который в 1745 вручал его матери Большой Крест. Мальчика стали звать шевалье д’Арпажон, как подобает мальтийскому кавалеру.
В семействе де Ноайль, конечно, тоже были свои малолетние мальтийские кавалеры - например, Жаку де Ноайлю (1653-1712) не исполнилось еще и 4 лет на момент принятия в орден. Он бы третьим из пяти сыновей; самый старший стал герцогом и маршалом Франции, второй - архиепископом Парижским и кардиналом, еще один из младших - епископом. Жак де Ноайль на королевской службе достиг поста генерал-лейтенанта гребного флота, а в ордене - звания бальи и орденского посла при французском дворе.
Луи-Мари, виконт де Ноайль. Гилберт Стюарт, 1798
Шевалье д’Арпажон дольно рано отказался (или родители за него отказались) от орденской карьеры. Он стал называться виконт де Ноайль и в 1773 вступил в брак со своей кузиной из другой ветви семейства де Ноайль.
Он начал службу в 1771 в кавалерийском полку Ноайль, потом участвовал в войне за независимость Соединенных Штатов под командованием Лафайета (с которым был в родстве) и к 1788 дослужился до полковника.
В 1789 они со старшим братом были избраны в Генеральные Штаты от дворянства, но одними из первых выступили за отмену дворянских привилегий.
Жан-Поль Тимолеон де Коссе-Бриссак (1698-1780)
Жан-Поль Тимолеон де Коссе-Бриссак, маршал Франции
Жан-Поль Тимолеон де Коссе-Бриссак (1698-1780) был младшим из близнецов. Старший брат-близнец стал герцогом де Бриссак, а младший - мальтийским кавалером «с колыбели», была такая формулировка. На самом деле ему было на момент приема в орден 4 года. Еще с XVI века многие члены этой семьи поступали в орден; практически одновременно с Жан-Полем в орден были приняты еще двое Коссе-Бриссаков.
В 1713 он поступил в гардемарины, в 1714 отправился на Мальту и три года ходил в походы против турок на орденских галерах, но потом вернулся во Францию, так и не принеся обетов, и больше к ордену отношения не имел.
В 1732 старший брат умер, не оставив сыновей, и Жан-Поль унаследовал герцогский титул и женился. Он успешно служил в армии вплоть до Семилетней войны и в 1768 получил звание маршала Франции.
Франсуа-Артюс-Иасент-Тимолеон де Коссе-Брисак, граф де Коссе (1749-1803)
Виван Денон рисует портрет шевалье де Коссе. Акварель работы Луи де Кармонтеля, примерно 1765.
Шевалье де Коссе был третьим сыном в графской ветви семьи Коссе де Бриссак; его старший брат получил титул герцога де Коссе. Франсуа-Артюса действительно определили в мальтийские кавалеры «с колыбели», на момент поступления ему не исполнилось еще и года. В молодости он именовался, как подобает рыцарю ордена, «шевалье де Коссе». На акварели Кармонтеля, если очень постараться, можно различить небольшой мальтийский крест на одежде молодого человека.
Но до принесения обетов, как и у старшего родственника, дело не дошло - он сделал карьеру во французской армии, дослужившись в 1788 до звания лагерного маршала, а при дворе достиг положения первого камергера Месье, будущего Людовика XVIII. В 1781 он благополучно женился, и после него осталось трое детей.
На этом портрете работы того же Кармонтеля он уже граф де Коссе - это 1778 год.
Иасент-Юг-Тимолеон де Коссе-Брисак, герцог де Коссе (1748-1813)
Старший брат графа, Иасент-Юг-Тимолеон, был почетным мальтийским рыцарем и кавалером Большого Креста по жене. При Старом порядке он дослужился до лагерного маршала, а при Наполеоне стал графом Империи, сенатором и камергером матери Императора.
Иасент де Коссе-Бриссак, герцог де Коссе.
Его первая жена, Мария-Луиза-Антуанетта-Шарлотта-Франсуаза-Констанция де Виньякур (1750-1778) после смерти своего старшего брата осталась единственной наследницей семейства де Виньякур, которое имело большие заслуги перед орденом. Один из ее предков был награжден Большим крестом с правом передачи по наследству, в том числе и через женщин, так что Мария-Луиза-Антуанетта и т.д. получила Большой крест Мальтийского ордена. К сожалению, ее портрет найти не удалось. Есть только множество портретов Великого магистра Алофа де Виньякура, самый знаменитый - работы Караваджо.
Портрет Алофа де Виньякура с пажом. Караваджо, 1607-1608
Жак-Лор Ле Тоннелье де Бретёй (1723-1785)
Жак-Лор, известный как бальи де Бретёй, был вторым сыном графа де Бретёя, служившего в легкой кавалерии. Отец происходил из старинного дворянского рода, известного с начала XVI века, а мать, Лаура О’Брайен оф Клар, была дочерью пэра Ирландии, владетельного полковника ирландского пехотного полка на французской службе.
Жак-Лор Ле Тоннелье де Бретёй. Портрет работы Мориса Кентена де Ла Тура
Отец умер в 1735 году, оставив 7 детей. Старший сын унаследовал графский титул, следующие двое еще несовершеннолетними были определены в Мальтийский орден, четвертый и пятый пошли по церковной линии, одну девочку со временем выдали замуж, а самая младшая стала аббатисой в монастыре. Проблем с подтверждением происхождения при поступлении в орден не возникло; Антуан Ле Тоннелье из этого семейства был принят в мальтийские рыцари еще в 1629, и с тех пор количество благородных предков и мальтийских кавалеров в их родословной росло с каждым поколением.
Жак-Лор был отправлен на Мальту сразу после смерти отца, и уже в 1736 он числился пажом Великого Магистра. Достигнув совершеннолетия, он принес обеты и стал рыцарем. В 1752 он участвует в операциях против алжирских пиратов, командуя орденской галерой. С 1756 началась его административная и дипломатическая карьера; в звании бальи он возглавлял крупные командорства, был послом своего ордена в Риме, а в 1778 занял важный пост посла во Франции.
Он был меценатом и серьезным коллекционером; сам занимался гравюрой - сохранилось полтора десятка его офортов. В 1780 его избрали в Королевскую академию живописи и скульптуры.
Жак-Лор, шевалье де Бретёй. Гравюра Ватле по рисунку Кошена-сына
Клод-Станислас Ле Тоннелье де Бретёй (1730-1783)
Клод Станислас, виконт де Бретёй, лагерный и войсковой маршал. Художник неизвестен.
Клод-Станислас, следующий по старшинству за Жаком-Лором, попал в орден «с колыбели» - ему тогда исполнился год с небольшим. Орденских обетов он не приносил, служить пошел в ирландский Бервикский полк, которым командовал его родственник со стороны матери, и со временем не только стал командиром этого полка, но и удостоился звания лагерного и войскового маршала.
Мальтийский орден наградил виконта де Бретёя почетным орденским крестом - на портрете его можно видеть (на черной ленте) рядом с военным орденским крестом Святого Людовика. Крест Святого Людовика (с красным бантом) тоже имеет «мальтийскую» форму, но в середине изображен святой король.