Про крошку Енота и основы сюжетостроения

Jul 11, 2012 00:39

Написала это в ответ на просьбу вот тут. Как-то так вышло, что даже понравилось. Потому решила увековечить еще и на собственной страничке. А что, имею право, разве нет?

Чтобы понять, с чего собственно, все началось, публикую вопрос-пожелание:

Re: ПРО ЕРША
[ Ну и проблемы с сюжетом - не с изложением его, а с выстраиванием от завязки через восходящее движение к кульминации и развязке. С конфликтом и прочими атрибутами. ]
???
Хотелось бы в общих чертах понять о чем речь. :)

Ну и ответ:

Если вы о терминологии, она гуглится с легкостью. Если не о ней, вернее, не только о ней, тогда так.

Берем, к примеру, сказку Про крошку Енота.

Завязка: мама отправляет крошку Енота к пруду за раками. И он отправляется туда среди ночи, гордясь тем, какой он храбрый.

Если бы автор далее просто сообщила нам, что ее герой туда дошел, наловил раков и вернулся домой, истории бы не было. Мило, красиво, изящно изложено, и все. И ни одно издательство этого бы не купило. Потому как там у них, в Заокеании, с такими вещами очень строго, даже сурово.

Но Лилиан Муур основам сюжетостроения обучили еще в школе. Поэтому она придумала героев (классическую троицу, между прочим), которые постепенно заставили Крошку Енота бояться. Потом он увидел того, кто сидит в пруду, и понеслось.

И началось противостояние. Цель крошки Енота - наловить раков. Но он не может ее достичь: ему мешает тот, кто сидит в пруду. Этакий внешний антагонист, а на самом деле это ведь его собственные страхи. И вуаля, вот он, наш искомый конфликт.

Крошка Енот идет к цели по всем законам драматургии: «преодолевая бреши». Первая попытка (с камнем) - неудача. Вторая попытка (с палкой) - неудача. И только третья попытка (с улыбкой), она же кульминационная, увенчалась успехом. Крошка Енот и раков наловил, и друга заполучил, и открыл для себя столько всего ценного и полезного.

В этой истории нет просто действий, которые существовали бы сами по себе и непонятно зачем. Все действия здесь подчинены сюжету. Есть герой, у которого есть цель, есть силы противостоящие ему в достижении этой цели. Все это двигает сюжет вперед - к кульминации и развязке.

Такая милая и незатейливая как будто бы сказка. Для совсем маленьких. А драматургия на месте. А уж сколько в этой сказке намеков, то бишь идей!

Как-то так.

лаборатория текста

Previous post Next post
Up