(no subject)

Feb 24, 2012 13:44

image Click to view



Замечательное интервью с мамой муми-троллей, в котором Туве Янссон делится своими мыслями об успехе в противовес славе, известности. В ролике они обсуждают уже записанное интервью с некоторыми дополнениями. Там есть разные несущественные детали, которые я опустила. Оставила все то, что касается непосредственно темы, очень, на мой взгляд, интересной.


Успех: радость и проклятье.

Успех и слава, известность - две совершенно разные вещи. Успех, для меня, это, прежде всего, то состояние, когда ты сам чувствуешь, что твоя работа продолжается и, возможно, становится лучше. И конечно же, это ощущение, что люди тебя любят и ценят. Большей радости и быть не может у художника, в какой бы области он не творил, у любого, кто пытается создать что-то свое.

Известность, слава - это совсем другое. Создатели комиксов, например, среди них тоже немало знаменитостей. Просто потому что так много людей видит то, что они сделали, их иллюстрации. О тебе достаточно много пишут в газетах, и вот ты уже знаменитость, твое имя стало узнаваемым.

Звезды кино, звезды спорта... Мне кажется, у людей часто возникает потребность кем-то восхищаться. И у тех, кто кем-то восхищаются, появляется чувство, как будто они владеют своим кумиром, предметом восхищения, владеют по праву. А тот, кем восхищаются, быть может, хочет, чтобы его оставили в покое, не мешали работать.

Особенно если тебе уже немало лет, и в запасе не так уж много времени. Естественно, ты радуешься, ты счастлив оттого, что созданное тобой оценили другие. Нет ничего прекраснее этого и лучше. Но в то же время чувствуешь, что нужно двигаться дальше.

Если бы я сказала, что успех не помогает в работе, это звучало бы как-то по-детски. Но может случиться и так, что успех отнимает у тебя желание работать, и это ужасно. Успех таит в себе большие опасности. Очень большие. Опаснее всего то, что ты все время стараешься превзойти самого себя и все время находишься в центре внимания.

Конечно, успех может также помочь лучше делать свое дело. Но иногда он отнимает у тебя желание работать. Это связано с вещами совершенно практическими. Представьте себе, вы создали персонаж, который стал очень популярным. Его тут же начинают использовать в коммерческих целях. Воссоздавать бог знает в каких материалах. Марципан, мыло, да все что угодно. И ты вдруг оказываешься в мире, в котором ничего не смыслишь. Тут же встает вопрос о роялти, о подписании контрактов совсем другого рода. Масса людей начинает думать о том, как бы побольше выжать из этого маленького персонажа. И такое могут с ним сотворить, что ты и не узнаешь его совсем.

Всё это привело к тому, что я почти что невзлюбила своего Муми-тролля. Чуть было не возненавидела его. Все это было уже слишком. И однажды появилась Туу-тикки, которая помогла мне понять, что все должно быть иначе. И тогда я все переменила. Вместо того, чтобы писать ностальгические истории про удивительное лето из детства, о разных приключениях Муми-тролля, я стала писать о том, как ему было трудно. Он был одинок, и ему было трудно, он оказался в мире, который совсем не понимал. Как тот мир коммерции и контрактов, в котором оказалась я сама. И это было уже не лето, а зима, зимний пейзаж, который он ненавидел и не понимал. Но благодаря этому персонажу, Туу-тикке, которую я нарисовала, Муми-троллю удалось увидеть какой-то просвет, найти выход, и он очень был от этого горд. В конце книги он восклицает: «Я первый из муми-троллей, который не спал всю зиму!» Он там не спал, как обычно, зимой, а бодрствовал. Таким образом я переосмыслила своего Муми-тролля.

Ты пытаешься писать детские истории. Может быть, даже не столько для детей, сколько для самого себя. И вдруг те персонажи, которых ты описываешь, взрослеют и меняются. Я не говорю, что они развиваются, но меняются, да. По мере того, как меняешься ты сам. Внезапно ты обнаруживаешь, что больше не пишешь для детей. Тогда приходится заканчивать книгу, ты уже не можешь продолжать серию. Дети ждут продолжения, а ты приходишь к той точке, где история превращается в нечто совсем иное. И мне до сих пор жаль, что я не могу продолжать писать о муми-троллях. Но продолжать для меня было совершенно невозможно, бесчестно. Потом был перерыв, я вернулась к рисункам. Постепенно, с огромным трудом я начала писать новеллы и романы и т.д. Вот так все  это было.

.

Слово мэтру

Previous post Next post
Up