Наткнулась тут на днях на один любопытный вопросник. Автор оговаривает, что он отнюдь не исчерпывающий. Я бы добавила: и отнюдь не оригинальный. Хотя некоторые вещи немного позабавили, и я решила, в свою очередь, позабавить вас.
Успех вообще штука интересная. Как по мне, так в любом деле, в творческом особенно и в писательском, в частности, успех бывает двух видов. Известный всем и понятный внешний успех: признание, слава, деньги; и успех сугубо личностный, критерий которого тоже понятен и прост: насколько ты счастлив, занимаясь любимым делом. В идеале, конечно, желательны оба, ну а в жизни, как повезёт и, отчасти, как «повезём» себя мы сами.
Вопросы, приведённые ниже, касаются успеха внешнего. Автору, чтобы добиться его, необходима широкая читательская аудитория. И чем шире, тем лучше.
Что же нужно для того, чтобы такая аудитория появилась у вашей книги?
Попробуйте ответить на приведённые ниже вопросы, и узнаете.
1. Проявляете ли вы в полной мере свою индивидуальность?
Иначе говоря, обладаете ли вы уникальным, неповторимым «писательским» голосом? Чтобы ваш голос прорезался и зазвучал, нужно заглянуть в глубины своей души и писать о том, что по-настоящему любишь - любишь до одержимости.
Именно ваша уникальность сделает вас востребованным и привлечёт к вам поклонников или, говоря современным языком, фанатов: они будут тянуться к магии, создать которую можете только вы.
Что, в свою очередь, подводит нас ко второму вопросу.
2. Что для вас сыграло решающую роль в выборе жанра? Коммерческий успех?
Если так, то лучше остановиться и одуматься, пока не поздно. Кто бы что ни говорил, но ориентироваться на то, что ищут агенты, чего хотят издатели, что продаётся лучше всего, неразумно и недальновидно. В лучшем случае, если успеете ухватиться за тренд, ваша книга будет лишь бледной копией того, что выстрелило для другого автора, среди множества уже существующих.
3. Следуете ли вы графику? Только честно.
Все успешные авторы отличаются завидной работоспособностью и дисциплиной.
Вы садитесь за компьютер и не встаете из-за него, пока не напишете пять страниц текста, 5000 знаков или слов, или что там за квоту вы себе установили. И не от случая к случаю, а изо дня в день, пока не будет готова очередная книга.
4. Боитесь ли вы критики?
Страх перед тем, что подумают, что скажут другие, терзает не только новичков, но и маститых авторов. Авторской паранойей страдал, оказывается, даже Эрнест Хемингуэй, и не в начале пути, а в зените славы. Боялся не оправдать ожиданий, которые ложились на него тяжелым бременем.
5. Редактируете ли вы, когда пишете?
Этот вопрос мой самый любимый. Каюсь, грешу. И соглашусь (неохотно, скрепя зубами) что такое редактирование - одна из форм прокрастинации.
Привычка эта не такая уж безобидная, какой кажется на первый взгляд. Она не только замедляет ход работы, всё гораздо хуже и опаснее. Вы пишете на вдохновении, на одном дыхании, в состоянии творческого полёта. А возвращаясь и исправляя написанное, обрываете свой полёт. Прерываете дыхание, гасите вдохновение.
Пишите, не останавливаясь, с планом или без. Перечитывать и исправлять будете потом, когда выплесните на бумагу все свои идеи.
6. Работаете ли вы с профессиональным редактором?
Опечатки, многословие, излишняя выспренность и напыщенность, неуклюжий синтаксис и прочие ошибки и огрехи быстро выбивают читателя из повествования.
Редакторы - наши боги. И пусть вам попадётся настоящий профессионал.
7. Насколько легко определить жанровую принадлежность вашей книги?
Что вы пишете - романтический триллер, исторический детектив, хоррор?
Понятно, что вы выбираете материал, который вам ближе других и легче других даётся. Вы пишете так, как для вас наиболее естественно. Это правильно и очень важно.
Но не менее важно, чтобы вашу книгу можно было без особого труда отнести к тому или иному жанру. Это поможет книге найти место на соответствующей полке книжного магазина, а главное - своего читателя. Вернее, читателю таким образом будет легче найти вашу книгу.
Речь идёт не о том, чтобы втискивать свой материал в рамки того или иного жанра, а о том, чтобы самому ясно представлять себе, что именно вы задумали и как воплотили.
Скажем, вы выкладываете книгу на Литресе. В какой раздел вы бы её поместили? Жанровая принадлежность, она как раз об этом.
8. Надеетесь ли вы на то, что уже первая ваша книга станет бестселлером?
В реальности, шансы прорваться в топы у одной-единственной книги ничтожно малы.
Если же автор напишет несколько книг, особенно, если их можно будет объединить в одну серию, он постепенно создаст себе имя. Примеры у всех на слуху: «Гарри Поттер», «Голодные игры» и т.д.
9. Намереваетесь ли вы только писать, оставляя прочие заботы издателям?
Ваше дело писать, их дело - издавать и продвигать? Так?
Так это было лет тридцать назад. Сейчас издатели практически не продвигают новых авторов. Традиционные издатели раскошеливаются только на продвижение писателей, которые уже стали знаменитыми, калибра Норы Робертс или Джорджа Мартина. У таких авторов огромная фанатская база, а значит, издатель может быть спокоен: его вложения окупятся с лихвой.
Новичкам тоже везет, но исключительно редко. Поэтому, даже если вам удастся найти издателя, продвигать свою книгу придётся вам самим.
10. Знаете ли вы почему и зачем вы пишете?
Очень важно это для себя прояснить.
Конечно, вы бы хотели зарабатывать деньги написанием книг. Однако это не главное. Главное в том, чтобы для вас писательство было призванием.
Писатель - это про то, кто вы.
Кто ты?
На земле не так, много людей, которые могут ответить на этот вопрос. Сказать, зачем и для чего они живут. Вы можете. Вы - писатель. Потому что не можете не писать. Для того и живёте.
© Rina Scald