Кого там цитировал Штирлиц, когда говорил, что запоминается последняя фраза? Впрочем, неважно, кого, важно, что запоминается то, чем завершается беседа, речь, рассказ, повесть, роман и т. д.
Именно окончание истории, в какой бы форме и какими бы средствами она ни была рассказана, отзывается в душе и остается в памяти. Весь ход повествования ведёт к финалу, все нити сходятся именно в нём.
Удачный, красивый финал - зверь трудноприручаемый. Ведь для этого, помимо прочего, нужно уметь держать под контролем напряжение, а также темп и ритм повествования. Собрать множество сюжетных элементов ради той, кульминационной точки, в которой напряжение достигает вершины.
Неудачный конец может испортить всё впечатление от книги/фильма. Зная об этом, мы ломаем голову над тем, как закончить произведение, и неизбежно упираемся в клише. Досадуем на то, что всё самое интересное уже придумали и опробовали до нас.
На самом деле, это не так уж страшно. Нам это даже на руку, потому что можно обратиться к накопленному опыту с пользой для себя, вместо того, чтобы самим изобретать велосипед.
Итак, что нужно знать и помнить, чтобы произвести на свет GRAND FINALE?
Никаких deus ex machina
Финал не сваливается из ниоткуда. Тем более, с небес. Древним грекам, в этом смысле, было гораздо проще. Герои бились-сражались всю дорогу, потом вдруг являлся бог или богиня и всё красиво разруливал.
Нынешний читатель гораздо взыскательнее античного. Он ждёт и требует, чтобы конец логически вытекал из самого хода повествования, а не пристёгивался к нему наспех, по прихоти автора.
Попробуй удиви
Да, удачный финал вытекает из событий, которые ему предшествовали. Однако самые лучшие финалы всегда неожиданны. Они включают в себя либо элемент неожиданности, либо какой-нибудь сногсшибательный сюжетный поворот.
Раскопала я тут на праздниках один, не молодой уже, рождественский фильм. Там бабушка попросила внука, в качестве рождественского подарка, разыскать женщину, которую дедушка (пока был жив) тайно навещал каждое Рождество. Бабушка узнала об этом из его дневника.
Click to view
Внук ищет неутомимо весь фильм, предполагая, что это либо тайная пассия дедушки, либо его внебрачный ребёнок (когда обнаруживается связь с неким приютом). Однако в самом конце оказывается, что дед навещал каждый год женщину, которая сбила насмерть его единственного сына, вместе с невесткой, оставив внука сиротой. Она лежала в приюте, прикованная к постели, и к ней, кроме деда, никто никогда не приходил.
Конец огорошил и героев фильма, и меня. Однако при всей его неожиданности, для истории он вполне органичен: именно потому что парня вырастили бабушка с дедушкой, он чувствует себя обязанным исполнить просьбу, даже когда раз за разом заходит в тупик, ссорится и разрывает отношения со своей девушкой. К тому же дед для него, и не только, всегда и во всем был примером, а тут такая странность, как чёрное пятно на незапятнанной доселе дедовой репутации. Финал органичен ещё и потому, что это рождественская история, а прощение - один из лейтмотивов Рождества. Там в конце эстафету принимает бабушка и сама садится у постели женщины, которую должна была бы ненавидеть.
Чем гуще тьма, тем ярче свет
Кажется, что всё потеряно: между героем и героиней непреодолимая пропасть, враг торжествует и т.д. Чем мрачнее и сильнее отчаянье, чем безвыходнее положение, тем больше эмоциональная отдача и радость в том случае, если герой всё-таки победит.
Прозрение
Когда в самом конце главный герой понимает... В тот момент, когда ему вдруг открывается истина. Но момент обязательно значительный, сильный и, соответственно ему, отклик не только в душе главного героя, но и в душах тех, кто его окружает.
И снова тупик
Герою предоставляется возможность изменить себя, свою жизнь или жизнь вокруг. Мы следим за ним с одной мыслью: сумеет, преодолеет, получится? И вот как будто бы получилось, но все возвращается на круги своя.
Такой конец оставляет сильное впечатление: сожаление, возмущение, досаду и т.д. Особенно подходит для психологической прозы, в основе которой развитие характера.
«Зимняя вишня», самая первая - один из наиболее ярких примеров именно такого финала. Помню, как моя сокурсница в свое время никак не могла успокоиться по просмотру, повторяя: «Эх, не тем дипломаты достаются!» С чего она решила, что герой Калыньша был дипломатом, неясно, ясно было, что фильм произвёл сильное впечатление, особенно концовка.
Радость сквозь слёзы
Финал и счастливый, и грустный одновременно. Оценивается как один из самых лучших. Он неоднозначен, эмоционально усложнен и тем интересен.
Здесь, однако, рекомендуют соблюдать традиции жанра, в котором вы пишите. Любовный роман, к примеру, именно жанровый и даже не самый трэшевый, обязан иметь счастливый конец. Дабы не разочаровывать читательниц и не отворачивать их от себя. Многие из них для того и читают, чтобы побыть счастливыми вместе с героиней, особенно если самим в жизни не так повезло.
Открытый финал
Читатель/зритель откликается на него и чувством, и мыслью. Думает, говорит, перебирает варианты, ищет ответы на вопросы.
Помню свои первые впечатления от «Женщины французского лейтенанта» Фаулза. Там вообще две концовки. Не успел порадоваться и вдохновиться, а тебя тут же озадачивают, смущают, опускают с небес на грешную землю. Возмущению не было предела. Но запомнилось.
А ещё нам советуют писать несколько концовок, чтобы потом выбрать лучшую. Так иногда поступают кинематографисты. У них, правда, есть возможность показать альтернативный конец в дополнительных материалах к фильму. Писателям же остаётся поступать как Джон Фаулз или так и оставлять прочие варианты в черновиках. Последнее, на мой взгляд, предпочтительнее.