Есть о чем подумать и поговорить

Oct 25, 2013 14:10



Решила разместить здесь наиболее интересные, на мой взгляд, отрывки из интервью Сергея Кузнецова, генерального директора компании SKCG, занимающейся, среди прочего, продвижением чтения в Интернете и социальных медиа. О книгах и книгоиздании сегодня и завтра, о проблемах и пиратах, куда же без них.

...Наш посыл в том, что сегодня книга - не источник знаний. Источник знаний у нас сегодня - Интернет. Книга - источник эмоций, так же как музыка и кино. Именно об этом и надо говорить.

...Честно говоря, важное значение для всех наших проектов имеют несколько идеологических вещей: давайте забудем идею бумажной книги, откажемся от визуального образа человека, за спиной которого книжная полка, а в руках - толстый том. Сегодня люди, которые любят читать, читают на мобильных телефонах, планшетах и ридерах. Да, печатные книги в России продолжают продаваться, но скачиваются они в разы больше. Именно это - не бесплатные скачивания, а возможность чтения в электронном виде - мы и должны продвигать. Когда мы говорим о будущем чтения, то прежде всего имеем в виду те платформы, которые предоставляют возможность бесплатного доступа к контенту.


Продвижение в соцсетях: когда оно работает?

...Конечно, издательства могут много сделать для пропаганды чтения, но все начинают считать деньги, что вполне логично. Они готовы вложиться в раскрутку определённого бренда, конкретного товара. И в этой ситуации, что бы они ни делали в соцсетях, любая активность приводит к тому, что книгу начинают качать бесплатно. Это проблема, которую издательство никак не может решить. Когда есть простой способ покупки контента, то он продаётся, но на наших сервисах по продаже книг, к сожалению, сейчас всё довольно «криво»: то карточка не проходит, то платёжная система отказывает. В этом смысле мы бы предложили издательствам жёсткую связку в соцмедиа с тем местом, где можно купить или читать книгу. Конверсия из «цифры» в оффлайн всегда ниже, чем в онлайн, и шансы, что человек, на которого мы воздействуем в соцмедиа, придёт в книжный магазин, ничтожно малы. Пока этого нет, бесполезно придумывать красивые и креативные проекты. Деятельность в соцмедиа для издательств будет осмысленной в тот момент, когда покупка в онлайне будет лёгкой, в один клик, и понятной. Я думаю, это неизбежно произойдёт в ближайшие пять лет.

Российские бестселлеры, где вы?

Но проблема не только в этом. Российская книжная индустрия не производит новых русских имён в области бестселлеров. При этом если мы оценим ситуацию в мировом масштабе, то увидим огромное количество англоязычных бестселлеров новых авторов. До тех пор пока у нас игра идёт по принципу «издадим книгу и посмотрим, насколько удачно она продаётся, а потом вложимся в маркетинг», можно не начинать никакой активности в соцмедиа. Всё работает с точностью до наоборот: пока вы не вложились в маркетинг, книга не будет продаваться, она будет скачиваться.

Дмитрий Глуховский - хороший классический западный кейс книжного маркетинга. И сейчас он продолжает экспериментировать, но это его заслуга, а не издательства. Есть успешные проекты книжных серий, но дело в том, что издательствам делать серии легче, чем авторов, по многим причинам. Но в мире большие деньги делаются не на сериях, а на «50 оттенках серого». В этом смысле хороший пример - «Несвятые святые» о. Тихона (Шевкунова). Правда, в силу некоторой специфики на этом проекте сложно заработать большие деньги - тут не получится ни мерчендайзинга, ни экранизации.

Желание наших издателей работать в сериальном формате приводит к некоторой стагнации рынка, в частности потому, что зачастую в одну серию включаются книги самого разного качества и даже жанра. Так, вдогонку к «50 оттенков серого» выпустили в схожем оформлении всю классику женской эротической литературы - от Полины Реаж до Анаис Нин. Но это - обман читателя (или, в данном случае, читательницы): как бы ни относиться к «Оттенкам серого», это вполне новаторское произведение в данном жанре. И это не единственный случай, когда бизнес издательств строится на продаже книг в похожей обложке, но, скажем честно, это обман, а не бизнес.

Издатели - третий лишний?

...Что касается издательских антипиратских проектов, вынужден сказать малоприятную вещь. Мы ещё застали ту эпоху, когда журналист и писатель получали за свою работу деньги. Эта эпоха длилась больше 200 лет, и теперь она заканчивается. Наши дети её уже не застанут. Она заканчивается не потому, что возникло пиратство, а по очень многим причинам, в первую очередь потому, что контента стало во много раз больше.

Это не значит, что пишущие люди перестанут получать деньги за то, что они пишут. Здесь лишним звеном оказывается издатель. Издатель нужен мне как автору, если он обещает миллионный маркетинговый бюджет. Если он этого не обещает, я выложусь на десять площадок самопубликации, включая Amazon, и там мои поклонники, возможно, мне заплатят. Писатель может где-то ещё работать, выступать как лектор, писать сценарии для ТВ и кино. Ни Глуховскому, ни Акунину пираты тоже не мешают: это те полпроцента авторов, которые и так бы заработали на своей литературе - потому что они работают, придумывают интересные способы распространения книг.

Жанр короткого рассказа вполне успешно реализуется в ЖЖ. Есть поэты, которые свои книги публикуют онлайн. Почему-то их книги продаются. Да, это не миллионный бизнес, да, сегодня поэт от продажи стихов не сможет жить.

В этом смысле небольшие издательства находятся в более выигрышной позиции. Но чем больше сил издатели тратят на борьбу с пиратством, тем меньше сил они тратят на решение проблемы, которая заключается в том, что сервис, который они предоставляют писателям и читателям, плохой. Что тогда жаловаться?

Полностью с интервью можно ознакомиться вот тут.

книжный бизнес, это интересно, книгоиздание

Previous post Next post
Up