Это в каком-то смысле даже интереснее, Рина. Потому что присутствует момент соавторства и для каждого читателя твой герой оживает по своему.
А когда много описательных внешних деталей, да еще в кучу и по списку, ты чувствуешь, что они там не от души, а потому что пложено так. И образа целостного, несмотря на их изобилие, эти детали не создают.
Глаза у нее были голубые, нос с горбинкой, волосы темные, ноги длинные, и длинная шея с осинной талией. Платье в обтяжку из черного трикотажа, туфли синие на каблуках.
Вот это прейскурант: обо всем сразу и ни о чем. И не художественно ни разу.
Я читала как-то и мне понравилась такая рекомендация: внешний облик дается несколькими штрихами и выделяется одна яркая деталь, которая подчеркивает что-то не только во внешнем облике, но и во внутреннем мире героя, ассоциируется с каким-то качеством. Эта деталь повторяется неподалеку еще раз, а лучше два, чтобы закрепиться в читательском восприятии. А остальное в облике персонажа он дорисовывает сам.
Сама я за скудность описаний, их постепенные вкрапления в текст, потому что образ можно нарисовать несколькими словами, а при всеобщем дефиците внимания по нынешним временам, читатель растянутых описаний не оценит, особенно если учует в них самолюбование автора или его неумелость.
Есть великолепный (хотя очень занудный) учебник, Dwight Swain, Techniques of a Selling Writer. У него целая глава посвящена тому, как прорабатывать образы персонажей. И он именно пишет о "штрихах" - дать каждому 1-3 (не более) типичные черты внешности, характера, речи и т.п., и ненавязчиво их время от времени упоминать. Главное у него - чтобы эти штрихи у разных персонажей контрастировали друг с другом, особенно если персы пересекаются в одной сцене.
Я тоже читала про контрастность, правда, не столько внешнюю, сколько внутреннюю. Они ее оркестровкой называют и очень на ней настаивают. Потому что при разности характеров, ценностей и целеполаганий, создается масса возможностей для драматургического конфликта и напряжения. Ну а внешность тут, само собой, оттеняет и подчеркивает.
Да, конечно, Вы абсолютно правы, я просто неточно выразилась. Именно характеристики внутреннего важны, контраст и конфликт характеров и целей, а какие-то особенности внешности - только один из штрихов.
Да и во внешности имеет смысл упоминать только то,что _отличает_ перса от остальных, что запоминается, и притом работает на его характеристику. Например,абсолютно всем по барабану, если у перса глаза голубые. Но и давать ему глаза разного цвета только тогда имеет смысл, когда надо подчеркнуть его сходство с дьяволом :)
А когда много описательных внешних деталей, да еще в кучу и по списку, ты чувствуешь, что они там не от души, а потому что пложено так. И образа целостного, несмотря на их изобилие, эти детали не создают.
Глаза у нее были голубые, нос с горбинкой, волосы темные, ноги длинные, и длинная шея с осинной талией. Платье в обтяжку из черного трикотажа, туфли синие на каблуках.
Вот это прейскурант: обо всем сразу и ни о чем. И не художественно ни разу.
Я читала как-то и мне понравилась такая рекомендация: внешний облик дается несколькими штрихами и выделяется одна яркая деталь, которая подчеркивает что-то не только во внешнем облике, но и во внутреннем мире героя, ассоциируется с каким-то качеством. Эта деталь повторяется неподалеку еще раз, а лучше два, чтобы закрепиться в читательском восприятии. А остальное в облике персонажа он дорисовывает сам.
Сама я за скудность описаний, их постепенные вкрапления в текст, потому что образ можно нарисовать несколькими словами, а при всеобщем дефиците внимания по нынешним временам, читатель растянутых описаний не оценит, особенно если учует в них самолюбование автора или его неумелость.
Reply
Есть великолепный (хотя очень занудный) учебник, Dwight Swain, Techniques of a Selling Writer. У него целая глава посвящена тому, как прорабатывать образы персонажей. И он именно пишет о "штрихах" - дать каждому 1-3 (не более) типичные черты внешности, характера, речи и т.п., и ненавязчиво их время от времени упоминать.
Главное у него - чтобы эти штрихи у разных персонажей контрастировали друг с другом, особенно если персы пересекаются в одной сцене.
Reply
Reply
Да и во внешности имеет смысл упоминать только то,что _отличает_ перса от остальных, что запоминается, и притом работает на его характеристику. Например,абсолютно всем по барабану, если у перса глаза голубые. Но и давать ему глаза разного цвета только тогда имеет смысл, когда надо подчеркнуть его сходство с дьяволом :)
Reply
Leave a comment