Что бы я отнесла впрямую повлиявшим на меня в юности, на мой художественный вкус, развитие и любовь к театру, так это радио. В школе я училась один год в первую смену - с утра, а другой год во вторую смену - с обеда. Я любила вторую смену, когда мое утро и наша квартира оставалась в полном моем распоряжении. Я готовила уроки, что-то писала и поэтому у меня оставались совершено свободными уши.
Вот тут я и открыла для себя радио. Это был маленький приемничек, подаренный моему вновь испеченному зятю Феде - мужу моей старшей сестры - его коллегами по случаю его же дня рождения. Он ловил длинные и средние волны, и я нашла литературный канал, тогда это называлось третьей программой радио.
Это было одно сплошное удовольствие для меня. Литературные чтения сменялись рассказами о людях искусства, они в свою очередь - спектаклями, причем очень старыми, с участием просто корифеев театра. Радио стало на долгие годы моим лучшим другом, моим спутником по жизни. Оно заполняло всю меня, наполняло, заставляло сопереживать и радоваться.
Мой день начинался в 8.30 литературными чтениями - полчаса шла очередная серия какого-то романа, я слушала и писала математику. Потом я могла поучить что-то устное, потому что ло одиннадцати была классическая музыка. В одиннадцать начинался спектакль, и я снова делала какие-то письменные уроки и одновременно слушала.
Я помню, как впервые слушала по радио «Сослуживцев» Э.Брагинского и Э. Рязанова, каталась от смеха, не могла просто выключить радио, не могла учить географию (помню совершенно точно), чуть не опоздала в школу, потому как спектакль категорически не хотел заканчиваться. Я дослушивала его, уже стоя в коридоре в пальто и с портфелем в руках.
Все это я вспомнила, когда сегодня с утра бросилась слушать аудиокнигу Р.Трахтенберга «Гастролер». Я начала слушать ее до праздника, потом ставила ее в машине, когда мы ехали в область и из области. Потом слушала вчера вечером, в полночь заставив себя выключить проигрыватель. Утром, видя, что мне осталось две главы до конца, не смогла устоять и дослушала.
Помню, как Роман говорил, что писать книги не выгодно - дело хлопотное, времени занимает много, а платят мало. Проще отыграть корпоратив и получить больше, чем за книгу. Знаю, что так оно и есть.
Но вот его сейчас нет, и ни за какие деньги он не отыграет никакой корпоратив. А книга осталась, да еще и аудио. Мы можем ржать до колик над шутками, поражаться литературной законченности произведения, наслаждаться таким талантливым владением словом - любым.
Тащусь!