Ниже следует некая суммирующая статья, в которой собраны, затронуты практически все мои наработки на тему брони. В статье я постарался провести синтез своего знания и сделать некий вывод, который мне представляется любопытным. Статья написана так, чтобы любой человек, в том числе который никогда ничего не слышал о пони и брони, понял о чём речь. Также хочется подчеркнуть, что автор ничего не навязывает, в том числе выводы в конце статьи. Читатель имеет полное право согласиться или не согласиться с ними или со статьёй в целом, но автор думает именно так, как написал.
Началось, как часто у меня бывает, с вопроса.
"В чём особая роль брони в современной России?"
В общем виде, не углубляясь в тонкости, сообщество брони - это фанатская субкультура любителей мультсериала Little Pony: Friendship is Magic. Помимо сухих социально-демографических статистических
данных (которые вполне можно распространить на описание сообщества в России), сообщество брони в России - это некий специфичный срез современной российской молодёжи, обусловленный современной российской действительностью. Которая в свою очередь порождена величайшей геополитической катастрофой конца 20 века - развалом СССР. Факт этой катастрофы не отрицают даже самые яростные противники коммунизма - различаются лишь оценки, от самых положительных до самых отрицательных.
Но помимо оценочных суждений существует объективная реальность, данная в ощущениях десятков миллионов молодых граждан стран бывшего СССР, и в частности Российской Федерации. При всём многообразии оценок и отношений, ощущения у большинства молодых россиян примерно одинаковые: социальная неустроенность, отсутствие жизненных перспектив, ощущение бессмысленности жизни, а следовательно, разочарование в ней (См. "
О российской молодёжи и брони") и так далее. Так или иначе, в большей или меньшей степени, это ощущают очень многие, в том числе молодые, граждане РФ, даже те из них, кто материально обеспечен. Именно этим, на мой взгляд, вызвано желание, возможно даже неосознаваемое, эмигрировать, бежать из страны - уже не так важно куда и на какое место.
Но вернёмся к молодёжи. Она в этом живёт или даже скорее как-то существует. И как молодёжь, плавающая во всей этой среде, должна относиться к мультсериалу "My Little Pony: Friendship is Magic"?
Для ответа на этот вопрос нужно понять, что из себя представляет этот сериал. Сухие факты можно прочитать в статьях
русскоязычной и
англоязычной Википедии по этому сериалу, так что я не буду на них останавливаться, а постараюсь выделить суть сериала. Суть сериала по-моему в состоит том, что в данном сериале демонстрируются определённые модели поведения со своей жизненной философией, моралью, смыслом. И эти модели, смыслы, совершенно нехарактерны, непривычны для современного капиталистического общества, особенно такого, какое существует в современной России. Да и на "развитое", "цивилизованное" европейское или американское капиталистическое общество потребления это тоже не очень похоже, особенно если сравнивать то, что показывается в MLP, с другими популярными современными мультсериалами ("Симпсоны", "Футурама", "Гриффины", "Южный Парк").
Мне могут возразить, что "пони - для маленьких девочек, не удивительно, что там всё розовое". И я отчасти соглашусь - так было с самого зарождения пони как франшизы в 1983 году (См. статью (англ.)
My Little Pony), с самого первого поколения и до 2010 года, когда на свет появилось новое,
4 поколение пони. С этого времени многое изменилось. В нём теперь нет такого упрощенчества, примитива и "девчачества", характерного для исключительно детских мультсериалов ("Winx", "Littlest Pet Shop", "Barbie"). В сериале поднимаются вполне серьёзные, взрослые темы, которые актуальны для людей всех возрастов, а не только для детей - девочек в возрасте от 4 до 10 лет, как это было во всех предыдущих поколениях пони. Сама
создательница 4 поколения,
Лорен Фауст (Lauren Faust), которая была фанаткой предыдущих поколений в молодости, задумывала его как сериал для всей семьи, который был бы интересен не только детям, но и их родителям.
Но и она
не рассчитывала ("The array of people this show has touched has completely exceeded my wildest expectations!") на странную популярность сериала у совсем другой аудитории. Отсутствие расчёта подтверждается тем, как позиционируются товары, выпускаемые по мотивам сериала, по лицензии Hasbro под маркой My Little Pony: они сделаны некачественно, примитивно, нетехнологично - то есть обычным образом как игрушки для маленьких детей, которые не могут оценить по достоинству вещи и очень быстро их портят. Несмотря на то, что Hasbro знает и приветствует фандом, которому буквально только что исполнилось 3 года (дата премьеры сериала - 10 октября 2010), целевая аудитория выпускающейся продукции до сих пор не очень изменилась.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основанная масса людей, составляющих фандом, не входит в целевую аудиторию, она неожиданная и специфична. Не было цели захватить внимание молодых людей в возрасте от 15 до 35 лет. Но внимание неким странным, неожиданным для всех образом всё же было захвачено - возник фандом, по словам
учёных ("The very existence of the Brony Fan Community would appear to be predicated (dependent upon) the “connectedness” provided by the internet."), особого типа - он зародился и живёт в основном в интернете. Но сами люди, понятное дело, живут в нашей с вами общей реальности.
Учёные выделяют в жизни среднестатистического брони следующие характерные черты: они более интровертивные, дружелюбные, увлекающиеся, менее нервные, чем не-брони из контрольной группы. При этом не было обнаружено ни большего, чем у не-брони, отрицания социальных норм, ни разрушения собственной половой самоидентификации (мужчины не стали вести себя как женщины), ни особой приверженности к модным течениям, ни больших, чем у не-брони, проблем с психикой и социализацией.
И самое интересное, учёные делают следующий вывод: "MLP presents a highly moral and virtuous message allowing it to serve a Guidance function (for many Bronies). This is likely to be the least recognized feature of the Brony phenomenon, but may also represent one of the Brony Fan Community’s greatest strengths and potential contributions to emerging web based fan communities.". То есть прямо говорят о высокоморальности и добродеятельности как самого сериала, так и многих его фанатов, и подчёркивают уникальность этой особенности, не характерной для других фандомов. (С полным переводом результатов исследований учёных на русский язык можно ознакомиться
здесь,
здесь или
здесь)
Таким образом мы вернулись к первоначальному вопросу: "Что представляет из себя фанатское брони-сообщество?". И шире - к вопросу из заголовка: "В чём особая роль фанатского сообщества брони в современной России?"
Исходя из всего вышесказанного, научных данных, статей и моих предыдущих публикаций на связанные темы (неизменно встречающие живой, активный, и в целом позитивный отклик среди русскоязычного сегмента фандома), можно сделать вывод:
брони-сообщество в России - это нечто большее, чем просто фандом.
Как я считаю, это одна из очень немногих точек кристаллизации относительно чистой, не испорченной негативным социальным, бытовым и смысловым окружением молодёжи. Притом молодёжи ищущей. Ищущей "чистой воды", чистой жизни по совести, в которой можно было бы по-настоящему жить как человек, а не выживать в бесконечной рыночной борьбе всех против всех, как зверь в джунглях. Притом как зверь больной, заражённый знанием о своей неизбежной смертности, которая обнуляет, перечёркивает любые материалистические блага и признаки успеха, к которым общество потребления приказывает, агрессивно навязывает бессмысленно стремиться, отрицая всё, что лежит вне материальных завоеваний.
Так вот, современная молодёжь уже понимает, а если не понимает, то хотя бы чувствует эту бессмыслицу в окружающей реальности. А так как они не видят никакой альтернативы этому - они отворачиваются от реальности. То есть стремятся к
эскапизму.
И тут эти эскаписты обнаруживают
прекрасный новый мир, где есть она, та самая "чистая вода", жизнь по совести. Где просто океаны взаимной, неподдельной, чистой
любви. Речь, понятно, не о романтике, а скорее о человеколюбии, дружбе, гуманизме, заключённом в милой, красочной, но довольно простой оболочке фентезийных пони и их волшебного мира. Это позволяет, на мой взгляд, говорить о том, что пони - это про людей, для людей и во имя людей. Вот на это-то и слетаются десятки тысяч молодых людей уже только в нашей стране, и миллионы (по
приблизительным оценкам, в одних США на 2012 год было от 7 до 12 миллионов брони) - по миру.
А теперь попробуйте сами представить, что такое миллионы образованных молодых людей по всему миру, "заражённых", охваченных такими стремлениями, чувствами, идеями, не принимающими окружающую реальность, протестующими против неё (
есть даже сравнение протеста брони против "войны с терроризмом" с протестом хиппи против Вьетнама и другими протестными молодёжными движениями 20 века: "World War I was followed by the Roaring Twenties. World War II gave birth to bohemians and beatniks. The Vietnam War led to the hippies. Perhaps the so-called War on Terror has led to Twilight Sparkle and Rainbow Dash."), и при этом соединённых пусть в крайне децентрализованную и локализованную по языковому принципу, но всё же единую глобальную сеть?
Не хочу перебарщивать и быть чересчур тенденциозным, но у меня возникает единственная ассоциация на это - Интернационал. Брони-интернационал. При этом он совершенно не обязательно будет иметь (по факту - не имеет) некую конкретную политическую ориентацию, идеологию. Её по факту нет, по крайней мере пока. Но важно заметить, что политика касается лишь брони, то есть реальных людей - они могут участвовать в ней или не участвовать - это личное дело каждого. К пони отношение совсем другое: пони должны быть полностью вне политики, вне любых политических объединений, ориентаций, интересов и идеологий. Нельзя нести грязь реальной политики в чистый эскапистский мир, где человек может отдохнуть душой, восстановить свои силы, привести в порядок нервы и может даже вернуться оттуда в реальность, обретя опору и отдохновение хотя бы в своём внутреннем идеальном образе мира, который возник у него благодаря замечательному сериалу.
То есть можно сделать вывод, что для
отдельных людей сериал сам по себе стал источником жизненной, духовной созидательной силы, а сообщество - местом, где человек может почувствовать в реальности хотя бы едва уловимый запах, вкус, отзвук, отражение идеала. Сообщество брони - это огромная, глобальная группа взаимоподдержки, дробящаяся на более мелкие, локальные, микросоциальные, более личные группы поддержки, где человек может поделиться своими чувствами, мыслями, тревогами, бедами, и
получить помимо всего прочего положительный отклик, искреннее доброе тёплое слово.
Это особенно ценно у нас в стране, так как в современной России практически не осталось такого рода чистых мест, сама возможность их возникновения почти исключена, так как основательно вытравлена, сожжена основа - самое понятие об идеальном, о ценностях, о том, что значит быть моральным. Что значит быть по-настоящему человеком, о котором в самом деле и без издёвки можно сказать "
Человек - это звучит гордо". Сейчас же чуть ли не стыдно быть хорошим.
На выжженной Перестройкой и 90-ыми годами земле бывшего СССР каким-то странным образом проклёвываются новые робкие и нежные ростки человечности, в противовес потребительству и рвачеству, звериной страсти к наживе и бессильной злобе бесконечной борьбы за существование. Откуда они взялись, почему, каким образом - никто не знает. Была даже исключена мысль о том, что здесь теперь может что-то расти, кроме ядовитых сорняков, однако нет, культура оказалась гораздо более живучей, чем предполагалось, и через поколение она даёт о себе знать вот такими сюрпризами, как сообщество брони, и некоторыми другими в чём-то сходными, на мой взгляд, сообществами и движениями.
Вот в чём, на мой взгляд, особая роль брони в современной России: своим примером, своей жизнью восстанавливать основательно подпорченную человеческую жизнь на территории России. Выводить её из звериного социального ада, однажды созданного более чем 20 лет назад. Не убежать в виртуальность с концами, а вернуться в реальность, такую неприглядную и мерзкую, не сломаться при этом (что возможно только при связи с другими людьми - "
человек один не может ни черта"), а просто быть в ней хорошими, чистыми людьми - это уже будет подвигом, которым можно будет гордиться перед потомками.
Раньше говорили, причём не иронически, а вполне серьёзно и искренне: "
В жизни всегда есть место подвигу", и у брони в России есть все шансы стать героями своей небольшой борьбы длиною в жизнь, чтобы их детям и их Родине было за что сказать им "Спасибо" в Вечность, подобно тем, кто своей жизнью в своё время защитил мир от антигуманистической нацистской гадины.
Эта борьба никогда не кончается...
"
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль..."