Следующий пост настоятельно не рекомендуется читать в двух случаях. Во-первых, если вы голодны (и не говорите потом, что я вас не предупреждала!). Во-вторых, если вы очень любите собак. Если даже и не очень любите, то подумайте хорошенько, прежде чем заглядывать под кат.
Первый по популярности вопрос, который задают все знакомые, узнав, что я живу в Корее: «А ты собаку ела?» (Для справки: второй по популярности «А у тебя глаза уже сузились?» Таковых вопросов лучше избегать) Пожалуй, корейская любовь к поеданию собак - самый известный стереотип об этой нации, который знают абсолютно все. Отсюда идут разнообразные шутки вроде «да там все мясо собачье вам подсовывают, вы просто об этом не подозреваете»!
Объясняю раз и навсегда. Да, в Корее издавна традиционно едят собак (А во Франции лягушек едят. А в Малайзии змей. А в России коров). Собачье мясо считается деликатесом, дающим силу. Практически все корейские мальчики в раннем детстве ели собачье мясо - родители водили специально в ресторан, чтобы богатырями росли. Но современные овестернизированные корейцы очень стесняются этого традиционного блюда. И когда я говорю «очень стесняются», примите во внимание, что корейцы сами по себе нация стеснительная, да тут еще и «очень» затесалось.
К чему я это, собстственно, начала. Просто в эти выходные мы ходили в собачий ресторан и девчонки пробовали там собачье мясо. Сразу оговорюсь - я не пробовала. Но мне было интересно посмотреть, как это выглятит, да и просто поучаствовать в процессе хотя бы косвенно. (Не переживайте, голодной я не осталась: в этом же ресторане подавали вкуснейшее мясо ягненка)
Небольшая предыстория. Из всех 30 русских девочек, что живут и трудятся в Yeungjin’е, попробовать собаку хотели трое. Другие относились либо нейтрально, либо резко отрицательно («собаки - братья наши меньшие, как вообще так можно, это вообще подобно человекопоеданию»). На этом континууме мнений я склонялась скорее к тем, кто хотел попробовать это деликатесное блюдо. Во-первых, когда еще в жизни такой шанс представится. А во-вторых, не питаю я любви к собакам и не считаю их своими особыми друзьями, ибо с самого детства они на меня только кидаются и облаивают (да и вообще я кот по восточному календарю, какая тут может быть любовь к собакам?). Но поскольку нескольким дорогим мне людям я пообещала этого не делать - не сделала.
А девчонки решились. Но здесь встала проблема - никто из корейцев не хотел выдать адрес ближайшего собачьего ресторана. Все ахали и охали, морщили носы, удивлялись и в один голос твердили - зачем вам это нужно, это удел старых консервативных корейцев из далеких деревень. В итоге, решили обратиться к нашему вестернизированному циничному начальнику, подумав, что он-то не будет ломаться. К общему удивлению, даже этот начальник поломался, но адрес-таки дал. Правда потом обнаружился ресторан совсем недалеко от нашего дома, куда вначале разузнать цены и названия блюд был заслан кореец (оооо как же он долго отпирался и не хотел даже заходить в презренную едальню, а когда вышел - долго охал и ахал «я даже не могу поверить, что вы заставили меня ЭТО сделать!»), а на следующий день, собственно в субботу, в 4 часа дня мы пришли сюда:
Собачье мясо по-корейски зовется особым словом «поян». В ресторане «поян» подавали двух видов - суп либо просто вареное мясо «тан» (это способ приготовления так называется). Мы выбрали второй вариант (еще раз напоминаю, если вдруг вас покорабливает, что я «поян» не пробовала, а выбрала «емсо» − мясо ягненка, приготовленное тем же способом «тан»). Стоит сие удовольствие относительно недорого (мы думали, будет дороже) - большая порция «тана» на четверых − около 600 рублей. Плюс, естественно, разнообразные соусозакуски, маринованный чеснок и луковые перышки, свежий имбирь (первый раз пробовала - оч вкусно, но небольшими кусочками), редькокимчи и зеленый перчик чили:
И куда же без соджу, раз уж традиционничать пришли:
Минут через 15 нам принесли два таких вот посудных многоуровневых сооружения с уже готовым мясом (напомню, что обычно в корейских ресторанах посетители готовят себе мясо сами, разнообразные сангепсали, булькоги и кальби это предполагают). На нижнем уровне - горелка, не дающая мясу остыть. Потом, собственно, сама тарелка-миска-сковородка, на которой сверху лежит плетеная из прутиков тарелка, на которой, собственно и лежит мясо, а благодаря том, что тарелка из прутиков и с дырочками - весь жир и все ненужное стекало в основную тарелку-миску-сковородку. Плюс - подали бульон, в котором варилось мясо. Причем, бульон от «пояна» оказался чуть темнее, чем бульон от «емса» (надо сказать, и тот и другой оказались не слишком наваристыми, похожими, скорее, на воду). Ах, да, вам же уже хочется скорее посмотреть на это великолепие:
Добрая тетечка-хозяйка-кухарка-аджума научила нас, как правильно есть мясо «тан» - предварительно соус засыпается слоем мелкорубленых орешков, потом туда же отправляются имбирь и маринованый лук, все это счастье перемешивается и в него заворачивается кусочек «пояна». Ну или «емсы», это уж кому как больше нравится. Вот, собственно, процесс обучения:
По свидетельствам очеедцев «пояна», он оказался отличным от «емсы» (кою мы тоже великодушно разрешили им попробывать дабы сравнение получилось максимально продуктивным): нежное, мягкое, проваренное, но в то же время жирное и резиноватое. Тех, кто утверждает, что «поян» сладковатый, пришлось уличить во лжи. Хотя, возможно, способ приготовления влияет на вкус.
…Отныне одно известное название одной небезызвестной пьесы одного весьма популярного драматурга и писателя зазвучало для нас совершенно по-новому…