К чему приводит непрозрачное финансирование социально значимых институтов
На содержании у бывших олигархов
Сколько ориентированных на российскую оппозиционно настроенную аудиторию медиа находится на содержании и контроле Ходорковского* и Невзлина*, неизвестно. Не скрывают, что живут на их деньги, только несколько из них, это Центр «Досье»*, YouTube-каналы «МБХ-Медиа», «Ходорковский LIVE», «Невзлин-медиа» (еще недавно он назывался «Открытые медиа»), Telegram-каналы ЧТД и «Можем объяснить»*, а также интернет-издание Sota-project**.
Какое-то время деньги от Невзлина* получала Любовь Соболь* на содержание руководимого ею YouTube-канала «Навальный LIVE»*. Но после того как вышло расследование ФБК** о Невзлине*, Любовь Соболь*
попыталась полностью разорвать все связи с ним и его коллегой Ходорковским*. Она вышла из «Антивоенного комитета»** и объявила сбор средств, чтобы отдать Невзлину* деньги, полученные ею на канал «Навальный LIVE»*.
На деньги Ходорковского* и под его патронажем была создана и функционирует организация «Ковчег»*, которая занимается помощью российским эмигрантам, покинувшим страну после февраля 2022 года. Официально основателем «Ковчега»* считается юрист Анастасия Буракова* (в 2019 году она возглавляла организацию Ходорковского «Открытая Россия»**, а впоследствии координировала работу «Правозащиты Открытки»**), а Ходорковский* якобы
помог финансированием только при запуске «Ковчега»*, и теперь организация существует за счет краудфандинга.
В 2023 году «Ковчег»* создал откровенно политический проект «Наш штаб» для участия в президентских выборах в России. В качестве кандидата этот штаб выбрал безработную журналистку из Ржева
Екатерину Дунцову*, и немного поматросив ее, бросил на произвол судьбы.
Когда в спешном порядке «Ковчег»* раскручивал никому ранее не известную Дунцову*, на этом свою аффилированность со структурами Ходорковского* и Невзлина* засветили многие якобы независящие от них СМИ и ЛОМы. Это Григорий Озеров - создатель новостного Telegram-канала Ateo Breaking с полумиллионом подписчиков, он непосредственно занимался раскруткой Дунцовой* в интернете. Это правозащитник Лев Пономарев*, политолог и ведущая «Эха» Екатерина Шульман*, писатель и публицист Виктор Шендерович* и другие, все они поспешили высказаться в поддержку Дунцовой*, о которой еще недавно слыхом не слыхивали. Это уже известный как Telegram-канал Ходорковского* «Можем объяснить»*, так и не афиширующие связь с ним Telegram-каналы «Ватное болото», «Агрегатор Правды», «Кабинет Писателя», «Вотум недоверия». Интервью с Екатериной Дунцовой* за несколько недель взяли «Новая Газета. Европа»**, «Новая Газета-Казахстан», «Верстка»*, «Настоящее время»*, BBC, DW*, «Вот так»*, «Холод»*, «Дождь»**, «Спектр», обе «Соты», «Черта» и другие СМИ.
Еще один штрих к облико морале людей, работающих на Ходорковского*. Глава «Ковчега»*
Анастасия Буракова* замужем за Егором Куроптевым, который возглавляет Южнокавказское отделение Фонда «Свободная Россия»**, предположительно принадлежащего Ходорковскому* (об учредителях этого фонда нет подробных сведений, известно лишь, что это «
некоммерческая организация, созданная российскими эмигрантами в Вашингтоне в 2014 году»). Куроптев недавно прославился тем, что создал в Тбилиси из опекаемых «Ковчегом»* безработных российских эмигрантов
«фабрику эльфов», по образу и подобию
«фабрики троллей» Пригожина в Ольгино. А затем «фабрику» Куроптева попытались приписать ФБК**, чтобы дискредитировать эту политическую организацию.
Сколько всего СМИ, организаций, ЛОМов и так далее получают деньги от троицы «Ходорковский*-Невзлин*-Зимин*», выяснить пока сложно. Полная непрозрачность финансирования российских и околороссийских общественных институтов и медиа, различные фирмы и фонды-«прокладки», фальшивый краундфандинг, прикрывающий реальные финансовые вливания, - все это мешает разобраться в том, откуда идут деньги на самом деле. Заманчиво определить источник финансирования ЛОМов по их реакции на разоблачение хозяев, но это будет некорректно. Все-таки, наверное, есть какой-то процент «защитников» бывших олигархов, делающих это по любви или наивности.
Суррогаты Ходорковского
Вышедшая на днях в Delfi статья Льва Кадика
«Невзлингейт. Как устроена российская оппозиция и при чем тут страны Балтии» предлагает называть «интеллектуалов», заменяющих Ходорковского* в публичном пространстве, его суррогатами. «Притворяясь независимыми экспертами, эти люди говорят, когда он молчит, и распространяют нужные ему нарративы и сообщения». По-моему, чудесный термин, лучше набивших оскомину ЛОМов.
«В список суррогатов Михаила Ходорковского* можно добавить много разных персон. Остановимся на двух, крайне популярных гостей большинства российских эмигрантских медиа, - пишет автор статьи в Delfi.- Так, например, юрист и политолог Владимир Пастухов*, живущий в Лондоне, по данным британского реестра Companies House, с 13 марта 2024 года вместе с сыном Михаила Ходорковского* Глебом возглавляет фонд New Eurasia Center, учредитель которого - британский адвокат Ходорковского* Алистер Таллох. А с 2019 по 2023 Пастухов* возглавлял другой фонд Ходорковского* в Великобритании - New Generation Europe Foundation. Он до сих пор числится его совладельцем.
Филолог и специалист по русскому барокко Кирилл Рогов* много лет был политическим колумнистом "Газеты.ру", которой пресс-служба ЮКОСа напрямую управляла с 1999 по 2005 год, сотрудничал с политической организацией Ходорковского "Открытая Россия"**. С 2022 года он возглавляет экспертный проект RE: RUSSIA, который финансирует фонд российского предпринимателя-эмигранта Бориса Зимина*. В мае этого года Зимин* заявил, что прекратил финансировать ФБК** сразу после смерти Навального и сейчас выступает на стороне Ходорковского* и Невзлина*».
Еще один суррогат Ходорковского* - писатель-юморист, теле- и радиоведущий Виктор Шендерович*. Он много лет сотрудничал с радиостанцией «Эхо Москвы», а сейчас ведет авторскую программу «Текущий момент» на YouTube-канале «Ходорковский LIVE».
Наверное, не будет преувеличением отнести к этой категории всех работающих в кадре журналистов на канале «Ходорковский LIVE». Это бывшие сотрудники телеканала «Дождь»** Дмитрий Еловский* (теперь шеф-редактор и ведущий «Ходорковский LIVE»), Ренат Давлетгильдеев* (он также работает в еще одном СМИ Ходорковского* «Можем объяснить»*) и Богдан Бакалейко*; бывший сотрудник радиостанции «Эхо Москвы» Сергей Асланян*, а также Елена Малаховская*, Юрий Белят и Кирилл Седов*.
Суррогатами Ходорковского* являются Анастасия Шевченко (она с Ходорковским* сотрудничает давно, последнее время очень тесно, ездит с ним по миру для встреч с «диаспорой») и Максим Резник* (бывший политик из «ЯБЛОКА»); эти двое сидят на грантах Ходорковского*, о чем он сам рассказал в
интервью Александру Плющеву* (журналисту «Эха Москвы», ведущему теперь свою собственную программу The Breakfast Show).
К суррогатам Ходорковского*, которые «распространяют нужные ему нарративы и сообщения» можно отнести также всех участников политических организаций, созданных им. Это дважды почившая в бозе «Открытая Россия»**, зарегистрированный в США Фонд «Свободная Россия»** и «Антивоенный комитет»**.
Состав Фонда «Свободная Россия» (Free Russia Foundation)**:
Наталия Арно* - президент;
Григорий Фролов - вице-президент;
Владимир Кара-Мурза* - вице-президент;
Наталия Лунде* - вице-президент;
Владимир Милов* - вице-президент;
Евгения Кара-Мурза* - директор, международная адвокация;
Марина Скорикова - программный директор, Reforum Space;
Анна Ведута* - директор, Стратегические взаимодействия;
Егор Куроптев - директор, Южный Кавказ;
Анатолий Соболев - директор, медиа и связи с общественностью»
Федор Крашенинников* - советник;
Владимир Жбанков - директор, юридическое направление;
Роланд Фройденштайн - директор, Брюссель;
Антон Наумлюк - директор, Варшава;
Нина Алекса - координаторка проектов;
Антон Михальчук - координатор проектов;
Ольга Галкина - координаторка, Reforum Space Берлин;
Юлия Абдуллаева - координаторка проектов, Reforum Space Берлин;
Петар Танев - советник по вопросам политики ЕС, Брюссель;
Артем Тюрин* - координатор образовательных проектов;
Наталья Севец-Ермолина* - координатор, Reforum Space Будва;
Олег Степанов* - координатор проектов;
Борис Золотаревский - координатор проектов;
Наталья Ковыляева - координатор, Reforum Space Таллин.
(Отдельно поражает количество директоров в этом фонде.)
Состав «Антивоенного комитета»**:
Cергей Алексашенко*, экономист;
Марат Гельман*, галерист;
Леонид Гозман*, политик, психолог;
Дмитрий Гудков*, политик;
Cергей Гуриев*, экономист;
Борис Зимин*, предприниматель;
Владимир Кара-Мурза*, политик, историк;
Гарри Каспаров*, политик, 13‑й чемпион мира по шахматам;
Михаил Касьянов*, политик, бывший Премьер-Министр России;
Евгений Киселев*, журналист;
Михаил Кокорич*, предприниматель, инженер;
Евгений Кунин*, биолог;
Юлия Латынин*а, писатель, журналист;
Елена Лукьянова*, юрист;
Кирилл Мартынов*, журналист;
Юрий Пивоваров*, историк, академик РАН;
Максим Резник*, политик;
Артур Смольянинов*, актер, театральный режиссер;
Михаил Ходорковский*, общественный деятель;
Евгений Чичваркин*, предприниматель;
Константин Чумаков, ученый;
Анастасия Шевченко, политическая активистка;
Виктор Шендерович*, писатель;
Екатерина Шульман*, политолог.
Это почти все люди публичные, и многим из них не впервой торговать лицом. Количество же непубличных фондов Ходорковского* и Невзлина*, вроде тех, которые возглавляют вышеупомянутый Владимир Пастухов* и
дети Ходорковского* и Невзлина* (скорее всего, только номинально), исчислению по открытым источникам не поддается, как и количество медиаресурсов, принадлежащих Ходорковскому* и Невзлину*. Можно лишь предположить, что их много, больше, чем тех, которые официально связаны с именами бывших владельцев ЮКОСа.
Таким образом, мы видим, что у большинства «независимых» СМИ, политологов, оппозиционных политиков, фондов, экспертных институтов, общественных движений и правозащитных организаций, которые после объявления СВО эмигрировали из России в Европу и США, всего два основных донора - Ходорковский* с Невзлиным* (они как сиамские близнецы неотделимы друг от друга и финансовые потоки у них общие) и Борис Зимин*. Насколько Зимин* самостоятелен, а насколько аффилирован с Ходорковским* и Невзлиным*, пока не очень понятно, но со временем прояснится и это.
Возможно также, что источник финансирования этого «либерального профсоюза» один на всех, и даже, возможно, он тоже контролируется российской властью. Последнее предположение казалось невозможным до недавнего времени, но после того как были обнародованы
свидетельства того, что Леонид Невзлин* заказал вывоз Леонида Волкова* «посылкой» из Литвы в Россию при непосредственном участии петербургского ФСБ, возникают резонные сомнения в том, что структуры опальных олигархов противостоят власти РФ, так как такие совместные операции больше похожи на сотрудничество.
Конечно у российских медиа, политиков и общественных организаций в изгнании есть еще один источник финансирования, они получают гранты и стипендии от западных фондов и НКО. Хотя, это тоже непрозрачная история, потому что финансирование российских эмигрантов со стороны западных фондов и НКО дело не менее темное, чем их финансирование со стороны структур российских олигархов. Во-первых, часть фондов и НКО квазииностранные, это те же структуры эмигрировавших российских нуворишей, но зарегистрированные на подставных лиц в западных юрисдикциях. Во-вторых, наверное, уже ни для кого не секрет, что опальные олигархи очень активно работают с западными общественными институтами и лоббируют через тамошних персон свои интересы, в том числе должности, награды, гранты и т.д. для своих людей. Так, например, тесно связанный с Невзлиным и Ходорковским чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров* с 2012 по 2024 год занимал должность председателя Human Rights Foundation.
А совсем недавно мы узнали новое имя в ряду этих лоббистов, это «генеральный докладчик ПАСЕ по российским демократическим силам», эстонский депутат Ээрик-Нийлес Кросс, который заявил, что расследование ФБК о Невзлине* недопустимо и наносит вред российской оппозиции, и
вообще в «государствах-членах Совета Европы, которые уважают верховенство закона и личные свободы, уголовные преступления должны расследоваться полицией и рассматриваться судами. Замена этих процессов любительскими расследованиями и попытками публичного суждения может быть необходима в тоталитарных условиях, таких как сегодняшняя Российская Федерация. Однако в демократических обществах это подрывает судебную систему и может привести к опасной культуре обвинений без надлежащей правовой процедуры».
Это более чем сомнительное заявление Кросса тут же подхватили и разнесли по соцсетям ЛОМы (или суррогаты, кому как больше нравится), живущие на средства того самого Невзлина* и его «больше чем родственника» Ходорковского*.
*******
Какие уж тут конкуренция, независимость, честность и прозрачность? Им просто неоткуда взяться. Ходорковский*, Невзлин* и Зимин* считают себя хозяевами своей «интеллектуальной» обслуги, и она честно отрабатывает свой хлеб с маслом. При этом никто из обслуги не ропщет, ведь они тоже уверены, что деньги хозяев обязывают их быть лояльными.
Огромная проблема России заключается в том, что в ней не было и нет до сих пор ни нормальных механизмов финансирования независимых политических, общественных и медиапроектов, ни даже представления о том, что они нужны. В итоге нет ни честной политики, ни гражданского общества, ни независимой журналистики, за редчайшим исключением. Нет и института репутации, потому что нет среды, в которой репутация имеет значение.
Пора бы уже понять, что непрозрачность финансирования СМИ, политических и общественных организаций - это тяжелый порок, который неизбежно ведет к уничтожению их независимости, к превращению в пропагандистские и лоббистские придатки, обслуживающие интересы хозяев, людей часто морально нечистоплотных, а то и преступных.
Безусловно, СМИ и НКО в России поставлены в очень тяжелые условия, государство перекрыло им доступ практически ко всем легальным источникам финансирования, не связанным с самим государством. Нельзя получать гранты от иностранных НКО и фондов. Иностранцам запретили владеть российскими СМИ, из-за чего иностранные инвесторы ушли с российского медиарынка. Невозможно зарабатывать на рекламе, потому что неугодные государству СМИ вносятся в реестр иноагентов и сотрудничество с ними рекламодателей сходит на нет. Все это так. Но если продолжать ссылаться на репрессивное государство (а оно такое, несомненно) и не искать пути выхода из этого тупика, то СМИ в России никогда не будут независимыми и честными, и как следствие, в ней никогда не будет честной политики. Жизненно необходимо найти понятные и прозрачные механизмы финансирования этих важнейших общественных институтов. Какие это должны быть механизмы, как они должны работать - на это пока нет ответа. Но надо хотя бы обозначить проблему и необходимость ее решения.
Внутри России, где репрессивная машина уже работает на полную мощь, найти способы негосударственного и при этом прозрачного финансирования независимых СМИ, оппозиционных политиков и правозащитных организаций нереально. Время, когда это можно было сделать внутри страны, позорно упущено. Но вне юрисдикции России, в эмиграции, это делать можно и необходимо. Будет сложно, некомфортно, но другого пути, ведущего не в Большую Северную Корею, а в Прекрасную Россию Будущего нет. Потому что, если продолжать жить и работать как сейчас, на словах декларировать честность и открытость, а на деле обманывать свою аудиторию, использовать двойные стандарты - для своих и чужих, то Россия так и будет ходить по порочному кругу от одной тирании к другой.
Закончить этот непростой разговор хочется закончить
словами журналиста-расследователя, одним из первых попавшего под репрессивную государственную машину за свою профессиональную деятельность. Это Григорий Пасько, в 2001 году он был признан виновным в государственной измене в форме шпионажа и приговорен к 4 годам лишения свободы. В 2015 году основанный им фонд поддержки журналистов-расследователей был признан «иностранным агентом». После этого Пасько эмигрировал из России и создал в Чехии новое НКО для поддержки российской независимой журналистики - «Содружество журналистов расследователей».
«Ну и главный больной вопрос - деньги. От него, как водится, никуда не денешься. Потому что многие журналистские коллективы - не от хорошей жизни, что важно отметить - финансируются и Невзлиным*, и его «больше, чем другом» Ходорковским*. Коллективы эти - уважаемые в нашем профессиональном цеху...
Спасибо, конечно, спонсорам за то, что они есть. Возможно, я чего-то не понимаю: я руковожу НКО, которая никогда не финансировалась упомянутыми выше гражданами, и не была от кого-то зависима организационно. Но давно пора понять: прежде, чем завязывать подобную деловую «дружбу», нужно подписывать договор, где первым пунктом должно быть прописано: спонсор не имеет права вмешиваться в редакционную политику, а значит- диктовать, рекомендовать, влиять, мешать, давить… Только - советовать, убеждать, информировать.
Понимаю, что ввиду сложившейся практики, подобный совет пусть и не совсем, но всё-таки постороннего - из области фантастики. Но когда-то же надо начинать…»
* Включены Минюстом в реестр иностранных агентов.
** Признаны в России нежелательными организациями.
РИММА ПОЛЯК Впервые опубликовано в Вестнике CIVITAS
http://vestnikcivitas.ru/pbls/4254 Часть 1