История карьеры Елены Ямпольской
Елена Ямпольская на вручении благодарности председателя Государственной думы Вячеслава Володина, 18 декабря 2018 года
Управляющие культурой
«Мы не пашем, не сеем, не строим, Мы гордимся общественным строем». Помните эти строки из «Песни бюрократов», которую поют в комедии Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты» сотрудники «Главного управления свободного времени» - сатирического аналога Министерства культуры СССР? Казалось бы, фильм Рязанова, снятый в начале перестройки (в 1987 году), очень наглядно и доходчиво показал, чего стоят чиновники от культуры, что они только мешают ее развитию. С отменой цезуры, с появлением свободы слова пришло понимание, что культурой не нужно управлять и тем более ею руководить, максимум, что стоит делать государству для культуры, это помогать ей бюджетными вливаниями в образование, в строительство театров, музеев и библиотек. А какой ей быть, как себя выражать - с этим культура справится сама, без управляющей и руководящей роли «партии и правительства», культура - это про свободу и самовыражение, а не про дисциплину и ограничения. Но прошло не так много лет, и мы вернулись туда, откуда пришли. Культуру опять поставили на службу идеологии правящего режима, ее снова подменяют пропагандой, деятелям культуры диктуют, что можно, а что нельзя, а если они не внимают указаниям руководящих органов, их сажают в тюрьму. Путинские чиновники, управляющие сегодня культурой в России, могли бы сделать «Песню бюрократов» своим гимном. Они, как и их предшественники в СССР, запрещают все, до чего могут дотянуться, и размножаются неконтролируемым делением, как раковые клетки.
Государственные органы управления культурой в Российской Федерации состоят из Министерства культуры РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, Комитета Государственной думы по культуре, Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Кроме этого существуют государственные проекты и программы, которые разрабатываются по указам президента Путина. В 2012-2018 годах действовала Федеральная целевая программа «Культура России», в качестве государственного заказчика-координатора которой выступало Министерство культуры, а госзаказчиков - Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Федеральное архивное агентство. Вступив в свой четвертый президентский срок, Путин издал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в соответствии с которым был разработан Национальный проект «Культура» на 2019-2024 годы, указом от 21 июля 2020 г. продленный до 2030 года.
Чтобы претворять в жизнь все эти «культурные» указы, проекты и программы, нужны специальные люди. Самым известным «культурным государственником» эпохи Путина является, конечно же,
Владимир Мединский, который сейчас служит помощником президента РФ и курирует вопросы культуры. Но фронт работ так велик, что этому выдающемуся деятелю одному не справиться с его управлением. Поэтому ему на помощь выделена еще одна управляющая единица - советник президента РФ по культуре. До недавнего времени им был Владимир Толстой, известный тем, что является праправнуком великого русского писателя Льва Толстого. Но 14 мая 2024 г., в рамках ротации правительства в начале своего
пятого президентского срока, Путин назначил на эту должность Елену Ямпольскую. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков
сообщил, что Ямпольская займется вопросами культуры вместе с Мединским, а также будет привлечена к теме молодежной политики под кураторством первого заместителя руководителя Администрации президента
Сергея Кириенко, главного по идеологии в путинской вертикали власти.
52-летняя Елена Ямпольская в деле управления культурой не новичок. Ее предыдущая должность - председатель Комитета Государственной думы по культуре, и занимала она ее с июля 2018 года, то есть без малого 5 лет. А вообще вся трудовая деятельность этой государственной дамы связана с культурой - в той или иной степени.
От внештатного корреспондента до главного редактора
Поразительно, но публичная личность, которой без сомнения является Елена Александровна Ямпольская, ведет очень закрытый образ жизни и, видимо, всегда тщательно следила, чтобы информация о ее личной жизни и семье не просочилась наружу. Нет никаких упоминаний о родителях Елены Ямпольской, известно лишь, что она коренная москвичка и родилась 20 июня 1971 года. О ее детстве, школе, увлечениях тоже нет никакой информации. В одной из своих статей 2009 года она
написала в свойственной ей эпатажной манере: «Лично мне надоело смотреть кино про то, как в незапамятные времена в силу забытых уже причин американцы (вариант - англичане) воевали с немцами, причем победили евреи. Да-да, не вздрагивайте - фамилия, которой подписан данный текст, сохраняет за мной право выговаривать подобные вещи внятно». Из чего, видимо, следует, что Елена Ямпольская еврейка.
В 1988-1990 годах (очевидно, сразу после окончания школы) Елена работала внештатным корреспондентом журнала «Коммерческий вестник». В 1994 году закончила театроведческий факультет ГИТИСа. Параллельно с учебой работала в театральном отделе газеты «Советская культура». Получив диплом, пришла в «Известия», где в то время главным редактором был Игорь Голембиовский.
В апреле 1997 года в «Известиях» перепечатали заметку французской газеты «Монд», в которой сообщалось, что Виктор Черномырдин за годы своей работы в «Газпроме» стал обладателем акций компании на 5 млрд долларов. Это привело к скандалу с владельцем издания, в результате которого Голембиовский покинул «Известия», вместе с ним ушли многие сотрудники, в том числе и Елена Ямпольская. В августе 1997 года Голембиовский с бывшими журналистами «Известий» создал «Новые известия», которые финансировал Борис Березовский. Ямпольская возглавила в этом издании отдел культуры. В 2003 году, из-за публикации материала о культе личности Путина, Голембиовский был смещен с поста главного редактора газеты председателем совета директоров издания, бизнесменом и чиновником Олегом Митволем. После этого Голембиовский вместе с верным ему коллективом журналистов создает газету «Русский курьер», где Ямпольская тоже возглавляет отдел культуры. Весной 2005 года из-за финансовых проблем выпуск этого СМИ был приостановлен. Ямпольская какое-то время редактировала ежемесячную газету «Театрал», принадлежащую ЗАО «Газета «Новые известия», а в 2006 году вернулась в «Известия», которые возглавил единоросс, экс-главред «Комсомольской правды» Владимир Мамонтов. Там она до 2008 года являлась руководителем отдела культуры, в 2008-2011 годах - заместителем главного редактора.
Видимо, устав от принципиальности или разуверившись в прежних идеалах, Ямпольская начала выстраивать свою карьеру в духе государственного патриотизма, все более востребованного в путинской России. В «Известиях» под руководством Мамонтова Ямпольская стала воспевать творчество известного патриота Никиты Михалкова, к тому времени уже растратившего свой режиссерский талант. Тем не менее, Ямпольская упорно публиковала положительные рецензии на его фильмы, а его критиков сравнивала с нацистами.
В декабре 2011 года Елене Ямпольской (на тот момент ей было 40 лет) предложили должность главного редактора газеты «Культура» (бывшей «Советской культуры», где она начинала свою журналистскую карьеру). В этом назначении сыграла решающую роль ее дружба с Михалковым, который являлся одним из основных инвесторов издания.
После прихода Ямпольской в «Культуру» у газеты появился подзаголовок «Духовное пространство русской Евразии». Изменились тон и тематика газеты, в ней стали публиковать материалы, посвященные обсуждению общественных и религиозных вопросов, стало значительно больше развлекательных текстов. Тиражи увеличились, но многие известные журналисты покинули газету из-за несогласия с редакционной политикой нового главреда. Вместо ушедших Ямпольская набрала новых сотрудников из других изданий, в том числе из «Известий».
Музыкальный обозреватель Дмитрий Морозов, уволившийся из «Культуры», когда там стала заправлять Ямпольская, так
описал причину своего ухода:
«Какое-то время мы еще наивно полагали, что сможем по-прежнему заниматься каждый своим делом, не обращая внимания на политическую начинку, но и то, и другое оказалось иллюзией. Не обращать внимания стало уже невозможно, и делать свое дело - тоже. Газета превратилась в рупор не только самого Михалкова и РПЦ, но и партии власти, успешно состязаясь с центральными телеканалами в искусстве лизать то, что пониже спины, и "мочить" несогласных».
Политический деятель и законодатель
В какой момент Ямпольской пришла идея пойти в политику, она не рассказывала. Но в 2016 году она уже не просто член партии «Единая Россия», а входит в высший совет партии власти и в ее штаб перед выборами в Государственную думу РФ VII созыва. Ямпольская идет на выборы в ГД по федеральному списку «Единой России», возглавляя в нем региональную группу Курганской и Челябинской областей. Какое отношение имеет москвичка Ямпольская к этим областям? А какая разница…
18 сентября 2016 года она становится депутатом Госдумы VII созыва, и ее сразу избирают заместителем председателя комитета Госдумы РФ по делам национальностей. А в январе 2018 года - первым заместителем председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи. Еще через полгода, после смерти Станислава Говорухина, Ямпольская занимает его место во главе комитета Госдумы по культуре.
До ноября 2019 года Елена Ямпольская совмещает работу в Госдуме и пост главного редактора газеты «Культура». В апреле 2019 она дает
большое интервью изданию, которое сама и возглавляет, естественно, очень комплиментарное по отношению к интервьюируемому.
В 2021 году Ямпольская снова идет на выборы в Госдуму по федеральному списку, на этот раз от Республики Татарстан, к которой тоже не имеет никакого отношения. Место во главе думского комитета по культуре остается за ней. Показательно, что едва став депутатом от Татарстана, Ямпольская голосует за отмену должности президента в этой республике.
Она не только всегда «правильно» голосует, поддерживая все значимые для властей законы, но и сама часто выступает соавтором законодательных инициатив, навязывающих обществу жесткий идеологический контроль со стороны государства. Одно из последних таких предложений Ямпольской - поправки к закону об установлении административной ответственности «за публичное уравнивание целей, задач и образа действий СССР и нацистской Германии в контексте Великой Отечественной и Второй мировой войн». На сайте МИД РФ выложена
статья Ямпольской об этой ее депутатской инициативе:
«На заседании Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации мною было высказано предложение законодательно запретить публичное приравнивание целей, решений и действий нашего руководства, военного командования и военнослужащих к целям, решениям и действиям нацистского командования, руководства и военнослужащих в годы Второй мировой войны.
Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному собранию сказал: «Мы обязаны защитить правду о Победе, иначе что скажем нашим детям, если ложь, как зараза, будет расползаться по всему миру? Наглому вранью, попыткам переиначить историю мы должны противопоставить факты…» А в одном из своих интервью просто и прямо добавил: «Недалекие люди, которые читать-писать не умеют, несут всякую фигню в Европарламенте по поводу одинаковой ответственности Гитлера и Сталина. Чушь это собачья».
Так думают в России далеко не только глава государства и депутаты Госдумы. Подобных убеждений придерживаются, поверьте, абсолютное большинство наших граждан, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. <…> Сама по себе потребность в подобном законодательном ограничении высказывалась многократно. Она буквально витает в воздухе. Особенно в канун каждого 9 Мая, когда на различных площадках из уст преимущественно польских, украинских, прибалтийских экспертов звучат бездоказательные домыслы, чем зарабатывается дешевый политический капитал.
Как оформилась идея законопроекта? Что послужило лично для меня последней каплей? Это две книги популярного американского блогера, переведенные и выпущенные существенным тиражом у нас, в России. С заявлениями типа: «На долю поляков выпало немало бедствий: изнасилования и убийства, сначала нацистами, затем советскими солдатами».
Я испытала чувство оскорбления, острое, как ожог.
При освобождении Европы от нацизма Советская Армия потеряла более миллиона человек. Из них 600 тысяч остались лежать на территории Польши. Вдумайтесь: шестьсот тысяч осиротевших семей. Безутешные матери, вдовы, дети без отцов, - вот цена, заплаченная нами, нами! - за то, чтобы Польша вообще сохранилась на карте мира, чтобы поляки как нация существовали сегодня. <…>
Убеждена, что у нас есть полное моральное право ужесточать законодательство, когда речь идет о попытках осквернить нашу историческую память. Еще раз: обсуждать конкретные факты можно и нужно. Нельзя безответственно обобщать, отождествляя цели защитников Родины, освободителей с целями оккупантов, чьи чудовищные преступления раз и навсегда заклеймены Нюрнбергским трибуналом».
Настоящая стерва
Чувствуется рука мастера. Когда-то с таким же мастерством Ямпольская писала о сексе. Ее скандально известную книгу «Гимн настоящей стерве, или Я у себя одна», вышедшую в 2004 году, ей часто вспоминают, с тех пор как она стала публичной личностью и адептом православия и патриотизма. Но, как и следует настоящей стерве, мадам не лезет за словом в карман, у нее всегда наготове острый ответ злопыхателям. В колонке главного редактора газеты «Культура» за ноябрь 2013 года
она пишет: «Как сочетается православие с книгами про секс?!» - вопиют незапятнанные друзья мои. Очень правильный вопрос. И задан весьма кстати. Давайте за две недели до поста, то есть времени, когда полагается с особым усердием думать о душе, воздадим должное телу.
<…> Тело жаждет простора, морского ветра, лесных запахов, убегающей лыжни. Звездного неба над головой и нежных прикосновений другого тела. А теперь поспорьте, что именно бренная оболочка помогает нынешнему человеку оставаться человеком.
Но разве тело нуждается в защите? Разве не стал этот хрупкий скоропортящийся кумир единственным божком в обществе потребления?
Э, нет, друзья мои высокодуховные, не так все просто. Идеологам общества потребления на наше тело наплевать с останкинского передатчика. Лишь бы сбагрить бесполезные кремы, вредные краски для волос, продукты, объединенные в категорию «смерть печени», и средства для повышения потенции, неминуемо ведущие к инсульту. Мода издевается над телом, задавая ему стандарты и лишая права на разнообразие. Нравы - оголяют, разоблачают, делают доступным и оттого менее желанным. И вот я думаю: может, борьба с плотью есть завуалированное убийство души?
«Гимн стерве», кстати, позаимствовала у знакомых - своих-то экземпляров давно не осталось. Кое-что перечитала. И, надо сказать, не без интереса.
Для женщины сесть за руль - все равно, что потерять девственность…
Чувствую себя роялем, который открыт, а ключ потерян, и каждый бренчит на нем, что вздумается…
Мужское сообщество - как пир во время чумы. Раз - и все заразились. А заодно и все напились… <…>
Альфонсы имеют право на существование, но надо отдавать себе авансовый отчет в том, что в таком союзе вы добровольно меняете пол. Кто платит - того и брюки…
Драма сэлфмэйдвумэн сравнима с проблемами двухметровой баскетболистки - страшно узок круг подходящих претендентов на ее сердце…
В общем, спасибо, друзья мои либеральные, что не забываете. Значит, есть еще стервозность в пороховницах. Рада, что я у вас одна. Или - во всяком случае - что я у вас есть. Как сильный возбудитель, как идеологический афродизиак».
Впервые замужем
Несмотря на такую подчеркнутую - до разнузданности - открытость мадам Ямпольской, ее личная жизнь по-прежнему долго оставалась тайной. Лишь в декабре 2018 года председатель комитета Государственной Думы России по культуре пришла на шоу
«Международная пилорама» своих коллег по пропаганде Тиграна Кеосаяна и Маргариты Симоньян, где все-таки раскрыла кое-какие секреты. В беседе с Кеосаяном депутат Госдумы рассказала о своей семейной жизни. Оказывается, с некоторых пор она замужем. По словам Ямпольской, ее супруга зовут Хачатур, и он впервые увидел ее по телевизору, а затем стал искать встречи. «Когда мне сказали, что так интересуется человек, я подумала - что у меня может быть общего, при всей симпатии, с человеком по имени Хачатур? Вряд ли у нас что-то получится. Теперь у меня с человеком Хачатур общий дом, две замечательные общие собаки, общая жизнь, я надеюсь, очень большое общее чувство. Я точно могу сказать, на мой взгляд, из армянских мужчин получаются лучшие мужья», - сообщила Елена Ямпольская.
Лишь в феврале 2020 года появились подробности и «армянин Хачатур» обрел плоть и кровь. В
интервью газете армянской диаспоры «Ноев Ковчег» с писателем, общественным деятелем и бизнесменом Хачатуром Аветисяном есть такой эпизод:
- Я заметил, что один из редакторов книги - Ваша супруга, Елена Ямпольская, председатель комитета Государственной думы по культуре. При ее занятости у нее нашлось время для Вашей книги?
- За что я ей очень признателен. Именно благодаря ей текст книги заиграл всеми красками русского языка.
Таким образом, выяснилось, что муж Елены Ямпольской -
Хачатур Вардкесович Аветисян, 1959 года рождения, известный в армянской диаспоре Москвы бизнесмен и политический деятель, последние годы пишущий романы под псевдонимом Ян Ситев.
Общий дом, упомянутый Еленой Ямпольской в гостях у ведущего «Международной пилорамы», - это коттедж в элитном поселке Козенки, находящемся в 19 км от МКАД по Новорижскому шоссе. Выяснить это нам удалось благодаря уже ликвидированному
ИП Аветисян Хачатур Вардкесович, которое было зарегистрировано по адресу Московская область, г. Истра, деревня Козенки. В
рекламных проспектах продавцов элитной подмосковной недвижимости про загородный комплекс категории Premium поселок Козенки говорится следующее: он расположен по двум берегам реки Истра, в нем всего 12 домов, 30 гектар территории поселка отведено под зоны отдыха: скверы, площадки для пейнтбола и баскетбола, детские площадки, дорожки для конных прогулок, мини-Альпы, SPA-комплекс, бассейн, фитнес-клуб. На территории поселка есть детский сад с углубленным изучением английского языка.
Детский сад - это важный штрих. 15 марта 2024 г. «Парламентская газета»
пообщалась в рамках объявленного Года семьи с известным политиком Еленой Ямпольской, которая рассказала, что у нее в семье растет ребенок - приемная девочка Ника четырех лет отроду. Откуда девочка, Ямпольская не уточнила, намекнула только: «Когда судьба малыша начинается с катастроф и потерь, нужно вдвое больше любви, нужен «ураган» нежности, который унесет все мрачное».
Детский сад в коттеджном поселке фигурирует и в телеграм-канале Ямпольской. В посте от 7 мая 2024 г. она
пишет:
«У дочки в садике дети рисовали сегодня Вечный огонь - отпечатками ладошек.
Живем в Подмосковье, садик частный. Пару лет назад, да что там - еще в прошлом году, активно практиковавший всякие хэллоуины и пижамные вечеринки по «Гарри Поттеру». Как я догадывалась, не по причине злокозненности, но просто потому, что персонал 25-35 лет от роду другого не знает. На чем сами росли, тем и детей кормят.
Для Ники эта духовная скособоченность угрозы не представляла. Родное она в избытке получает дома, как и представление о подлинных ценностях жизни - соразмерно возрасту.
Но в целом ведь неправильная ситуация. Обидная. Зачем нашим детям столько чужого, при крайне слабом знании своего?
В общем, стала я задавать воспитателям вопросы, что-то предлагать. А там процесс схватился и пошел дальше без постороннего участия. Любо-дорого: свои песни, отечественная литература, русская живопись. Масленица, народные промыслы, красные звезды на 23 февраля и куличи на Пасху. Спектакли по Пушкину, самодельные ракеты ко Дню космонавтики и «Салют Победы» на уроке живописи.
Сказали бы мне о таких радикальных переменах год назад, не поверила бы, честно признаюсь. Значит, возможно. Значит, все в наших руках.
Перечисленное выше никоим образом не отменяет мировую культуру. Но из мирового наследия детям надо предлагать исключительно лучшее. И только после своего. Родные праздники, родные образы, родная гармония. Слава и герои родной земли».
Сразу чувствуется, что пишет не просто мама, а государственный деятель.
Культура на службе идеологии
Уже в качестве советника президента Елена Ямпольская будет курировать выполнение
законодательной инициативы, которую 6 мая 2024 года внесла на рассмотрение нижней палаты парламента группа депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по культуре Еленой Ямпольской. Текст законопроекта размещен в думской электронной базе. В нем предлагается переписать преамбулу закона «Основы законодательства РФ о культуре». По идее авторов законопроекта она должна звучать так:
«Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации о культуре (далее - Основы) принимаются в целях:
формирования гармонично развитой личности, разделяющей традиционные российские духовно-нравственные ценности;
укрепления единства и сплоченности российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития;
укрепления общероссийской гражданской идентичности, сохранения единого культурного пространства страны, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия;
создания условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности;
сохранения исторического и культурного наследия и его использования для воспитания и образования;
передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
создания условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
обеспечения доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам;
обеспечения культурного суверенитета Российской Федерации;
повышения роли Российской Федерации в мировом гуманитарном и культурном пространстве».
В марте 2024 года, обсуждая на Общественном совете при комитете Госдумы по культуре этот законопроект, тогда еще председатель комитета Елена Ямпольская сказала, что необходимо привести закон «О культуре» в соответствие с «нашей современной реальностью», ведь он принимался еще в 1992 году, и «там нет никаких базовых целей и принципов, которые есть в основах государственной культурной политики», а «принятые в 2014 году основы государственной культурной политики до сих пор так и не нашли отражения в законодательстве».
«Преамбула до сих пор содержит положение о необходимости руководствоваться в первую очередь международным правом, что звучит, конечно, совершенно дико в нашей современной реальности»,- заявила Ямпольская.
В Пояснительной записке к законопроекту, внесенному в Госдуму 6 мая, говорится:
«С момента принятия Закона в 1992 году страна проделала долгий путь. За последние десятилетия под руководством национального лидера В.В. Путина Россия отстояла свой суверенитет во всех сферах, доказала, что мы не потерпим стороннего вмешательства в наши внутренние дела, подтвердила нашу безусловную приверженность традиционным нравственным ценностям. Культуре принадлежит одна из ведущих ролей в формировании и воспитании человеческой личности. Убеждены, что главный отраслевой закон должен соответствовать интересам граждан Российской Федерации, отвечать на запросы российского общества, способствовать правильной постановке задач и достижению качественных результатов в сфере культуры. <…> Считаем, что принятие данного федерального закона послужит выстраиванию четких правовых ориентиров для дальнейшего развития отечественной культуры».
Можно сказать, что этот законопроект к штыку приравнял перо, а также пуанты, скрипку и прочие атрибуты деятелей культуры. Наверное, пора уже вводить звания и военную форму для представителей отечественной культуры, что-нибудь такое красивое, с аксельбантами. Елене Александровне должно пойти. Она как минимум станет тогда генералом от культуры, а то и маршалом. Характер и прочие качества у нее для этого самые подходящие.
Таких писателей им и даром не нать
То, что у Елены Александровны не забалуешь, хорошо знают те, кого наделили статусом «иностранных агентов». «Со своей стороны обещаю и дальше вносить законотворческие предложения, которые сделают жизнь персонажей, оскорбляющих страну и народ, интересной, незабываемой, полной борьбы и труда. Бесплодной борьбы и низкооплачиваемого труда», - высказалась Ямпольская о них еще год назад.
А недавно
прошлась катком по чете Никитиных:
«Что касается Никитиных.
Были намерения, преступные по отношению к России. Потом заявление, опровергающее эти намерения. Осадок, конечно, останется, поскольку даже в математике минус на плюс все равно дает минус.
Печать сотрудничества с так называемой «Настоящей иноагентской Россией» - клеймо несмываемое. На «Возраст счастья» ехать побоялись - уже хлеб.
Но тут вопрос такой. У бардов Никитиных тот возраст, когда счастье еще возможно, однако когнитивные способности зачастую снижаются. Не всегда. Зачастую.
Никитиным по 80».
Поэтому книгоиздатели, книгопродавцы и библиотекари сильно приуныли, когда 26 марта 2024 года в Госдуму группой депутатов под предводительством на тот момент еще председателя комитета ГД по культуре Елены Ямпольской был
внесен законопроект, регулирующий доступ к книгам авторов-иноагентов.
Из Пояснительной записки к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О библиотечном деле»:
«В настоящее время на стендах и полках общедоступных библиотек свободно размещаются и предоставляются во временное пользование документы, в том числе созданные лицами, включенными в реестр иностранных агентов, либо лицами, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Таким образом, пропагандируются и позиционируются авторы, деятельность которых направлена против безопасности Российской Федерации. Вследствие этого возникла необходимость введения законодательной нормы, позволяющей ограничивать доступ к таким документам (книгам).
Так, законопроектом предлагается дополнить статью 12 Федерального закона № 78-ФЗ новым пунктом 11 и предусмотреть особенности (правила, которые утвердит федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры) предоставления и размещения общедоступными библиотеками документов, созданных лицом:
- включенным в реестр иностранных агентов (в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»);
- включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»)».
Рассмотрение этого законопроекта в первом чтении запланировано на конец мая, вступление в силу на 1 сентября 2024 года.
Писателям-иноагентам мало не покажется. Всем остальным приготовиться.
Впервые опубликовано в «Republic*-Власть» 24 мая 2024 года
https://republic.ru/posts/112542 * Проект «Republic» признан иностранным агентом.