Здание штаб-квартиры ООН, Нью-Йорк. Klaus Nowottnick / dpa / Global Look Press
Последняя неделя уходящего 2022 года преподнесла сюрприз с далеко идущими последствиями. В понедельник, 26 декабря, Министерство иностранных дел Украины официально инициировало процесс лишения Российской Федерации статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН и в целом исключения ее из ООН. Это не первая попытка исключить Россию из самого влиятельного международного органа, и до сих пор ни одна из них не удавалась, но на этот раз, кажется, Украина настроена очень серьезно и намерена идти до конца.
Заявление МИД Украины
В Заявлении МИД Украины,
опубликованном 26 декабря 2022 года на сайте ведомства, говорится, что «распад Советского Союза в декабре 1991 года оставил нерешенным вопрос международных прав и обязанностей СССР. С точки зрения международного права, неурегулированным остается и вопрос статуса государства-члена ООН и постоянного члена Совета Безопасности ООН, которым пользуется Российская Федерация. Россия ложно считает вопрос урегулированным, ссылаясь на то, что уже с 24 декабря 1991 года, а в публичной плоскости - с 31 декабря 1991 года в Совбезе ООН появилась табличка с ее названием. На самом деле, в соответствии с Уставом ООН для этого не было и до сих пор нет никаких легитимных оснований. Российская Федерация заняла кресло постоянного члена Совбеза ООН в обход определенных Уставом ООН процедур. Это произошло на основании обычного письма Президента РСФСР Бориса Ельцина на имя Генерального секретаря ООН, которое было отправлено 24 декабря 31 год назад. <…>
Правомерная процедура приобретения государством "Российская Федерация" членства в ООН и места среди постоянных членов Совета Безопасности должна была обязательно предусматривать шаги, определенные Уставом ООН. В декабре 1991 года обращение Российской Федерации о намерении продлить членство СССР в ООН должно было быть надлежащим образом рассмотрено советом безопасности и Генеральной Ассамблеей в соответствии со статьей 4 Устава ООН. Она предусматривает, что членство миролюбивых государств в ООН приобретается именно по рекомендации Совета Безопасности ООН и по решению Генеральной Ассамблеи, и лишь такой способ. Таким образом, Российская Федерация никогда не проходила правомерной процедуры обретения членства и занимает место СССР в Совете Безопасности ООН незаконно».
«Сомнительным является и право Российской Федерации входить в состав ООН в целом, поскольку она не соответствует основному критерию членства в организации. Пункт 1 статьи 4 четко отмечает, что членство в ООН открыто для всех миролюбивых государств.
Действия Российской Федерации противоположны понятию "миролюбия". <...>Российская Федерация игнорирует любые попытки вернуть ее к сети международного права и принципа миролюбия. <…>
С 1991 года Российская Федерация 31 раз применила вето в Совете Безопасности ООН, что почти вдвое больше, чем любой другой постоянный член Совбеза.
Яркими примерами этого злоупотребления правом вето стали блокировка резолюции о создании трибунала в расследовании по факту сбивания самолета Малайзийских авиалиний рейса MH17; признание массовых убийств в Сребренице геноцидом и предпосылки для национального примирения в Боснии и Герцеговине; реагирование на политическую и гуманитарную ситуацию в Венесуэле; продление мандата наблюдательной миссии ООН в Грузии в критический для страны момент; усиление санкционного режима в отношении КНДР, а также 16 резолюций по Сирии. На нынешнем этапе агрессии Российская Федерация, которая чувствует свою полную безнаказанность, перешла к шантажу международного сообщества угрозами применения ядерного оружия.
Это лишь вопрос времени, когда действия РФ дискредитируют и разрушат всю систему ООН - единую и безальтернативную глобальную межправительственную институцию, которая объединяет за столом переговоров все государства мира. <…>
Украина призывает государства-члены ООН возобновить применение Устава ООН в вопросе легитимности пребывания Российской Федерации в ООН, лишить РФ статуса постоянного члена Совбеза ООН и исключить ее из ООН в целом.
Исходим из того, что устранение Российской Федерации из Совета Безопасности ООН не будет иметь обратной силы относительно предыдущих решений этого органа и не повлечет за собой аннулирование или пересмотр резолюций Совета безопасности, принятых до сих пор».
Со стороны официальной России никакой реакции на это заявление МИД Украины пока не было. Лишь представитель МИД РФ Мария Захарова в традициях «нового мидовского стиля» 28 декабря в эфире радио Sputnik
заявила: на призывы Киева исключить РФ из Совета Безопасности ООН реагировать не нужно, так как это не имеет под собой никакого смысла. «Ничего не делать. Это тот самый случай, когда собака лает, караван идет».
История ООН
Чтобы понять, почему членство РФ в ООН не соответствует Уставу этой организации, нужно углубиться в историю ее создания.
Идеи объединения наций для поддержания мира и совместного решения важных международных вопросов возникают после разрушительных войн. Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 году для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учредила Постоянную Палату Третейского Суда, которая начала свою работу в 1902 году. Но предотвратить Первую мировую войну эта институция не помогла. После окончания самой разрушительной на тот момент войны в истории человечества, в 1919 году, в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения мира и безопасности», была создана Лига Наций. Но и ее деятельность не помогла предотвратить Вторую мировую войну. В апреле 1946 г. последняя Ассамблея Лиги Наций, проходившая в Женеве, проголосовала за прекращение существования Лиги Наций и передаче ее функций и имущества (Дворец Наций, архив и библиотека) Организации Объединенных Наций.
Организация Объединенных Наций официально существует с 24 октября 1945 года. Она появилась вскоре после окончания самой разрушительной войны в истории человечества. Ее основателями являются 50 государств, собравшихся в Сан-Франциско на Конференцию Объединенных Наций для разработки Устава ООН (позже к ним присоединилось 51-е государство - Польша).
Идея создания новой концепции международного мира и безопасности, на основе которой была создана ООН, впервые была сформулирована летом 1941 года. Лондон тогда служил убежищем для девяти правительств в изгнании: греческого, бельгийского, чехословацкого, люксембургского, нидерландского, норвежского, польского, югославского и французского. 12 июня представители этих правительств, а также Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки, собрались в старинном Сент-Джеймском дворце в Лондоне и подписали декларацию, которая гласила: «Единственная верная основа прочного мира - это добровольное сотрудничество свободных народов в мире, в котором, освободившись от угрозы агрессии, все могут пользоваться экономическими и социальными благами; для достижения этой цели мы намерены работать сообща, совместно с другими свободными народами как во время войны, так и во время мира».
Через два месяца,14 августа 1941 года, президент Соединенных Штатов Америки Франклин Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчилль на борту военного корабля ВМС Великобритании «Принц Уэльский» подписали совместную декларацию, которая вошла в историю под названием «Атлантическая хартия». Этот документ пока лишь только подтверждал некоторые общие принципы национальной политики США и Великобритании, «на которых они строили свои надежды на лучшее будущее мира». Из восьми пунктов Атлантической хартии два имели прямое отношение к созданию новой международной организации.
1 января 1942 года президент Рузвельт и премьер-министр Черчилль, а также нарком иностранных дел СССР Максим Литвинов и министр иностранных дел Китая Сун Цзывэнь, подписали краткий документ, который впоследствии стал известен как «Декларация Объединенных Наций» (название предложил Рузвельт). На следующий день эта Декларация была подписана представителями еще 22 государств, позднее к ней присоединилось еще 21 государство.
Этим документом подписавшие его страны (США, Соединенное Королевство, СССР, Китай, Австралия, Бельгия, Канада, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Люксембург, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Югославия, Коста-Рика, Куба, Чехословакия, Доминиканская Республика, Греция, Индия, Нидерланды, Никарагуа, Панама, Южно-Африканский Союз, Мексика, Уругвай, Эфиопия, Колумбия, Египет, Эквадор, Ирак, Сирия, Перу, Иран, Франция, Венесуэла, Либерия, Филиппины, Турция, Парагвай, Бразилия, Саудовская Аравия, Чили, Боливия и Ливан) приняли на себя обязательство приложить максимум усилий для достижения победы и не заключать сепаратного мира.
В последующие три года прошло еще несколько международных конференций (в 1943 году в Тегеране и Москве, в 1944 году в Вашингтоне, в 1945 году в Ялте), где обсуждались контуры послевоенного мира и структура Организации Объединенных Наций. Их итогом стала Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско, на которую были приглашены только государства, объявившие к марту 1945 года войну Германии и Японии и присоединившиеся к Декларации Объединенных Наций.
12 апреля 1945 года внезапно скончался президент США Франклин Рузвельт, сыгравший важнейшую роль в разработке планов Конференции в Сан-Франциско, и возникло опасение, что она не состоится. Однако занявший его пост Гарри Трумэн решил не прерывать уже начатых приготовлений, и Конференция открылась в назначенный день.
Конференция в Сан-Франциско проходила с 25 апреля по 26 июня 1945 года. В ней участвовали 850 делегатов из 50 стран, а вместе с советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в работе Конференции, достигало 3 500. Кроме того, было свыше 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. В общем,
Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место.
Устав и структура ООН
Главные документы - Устав ООН и Статут нового Международного Суда, который является составной частью Устава, состоящего из 111 статей, - были приняты единогласно в конце Конференции 25 июня 1945 года в помещении Оперного театра Сан-Франциско и подписаны на следующий день в зале Театра Хербст в Доме ветеранов войны. В соответствии с пунктом 3 статьи 110 Устав вступил в силу 24 октября 1945 года после сдачи на хранение ратификационных грамот пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств, подписавших Устав.
В преамбуле Устава
говорится: «Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе».
Целями ООН, закрепленными в Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру, и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.
Согласно 28 главе Устава, любое его изменение может быть совершено только после ратификации двумя третями членов ООН, включая всех постоянных членов Совбеза ООН, которыми, согласно статье 23 Устава, являются пять государств: Китайская Республика, Франция, Союз Советских Социалистических Республик, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки. В Устав трижды вносились поправки: в 1963, 1965 и 1973 годах.
Членами ООН на данный момент являются 192 государства мира. Штаб-квартира организации находится в Нью-Йорке.
Структура ООН была очерчена еще в 1944 году на конференции в особняке Думбартон-Оукс в Вашингтоне. Она состоит из следующих органов:
1. Генеральная ассамблея ООН - главный совещательный орган, состоит из представителей всех государств‑членов ООН (каждое имеет 1 голос).
2. Совет Безопасности ООН, который действует постоянно и на который, согласно Уставу, возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Если использованы все пути мирного разрешения конфликта, Совбез вправе направлять на поддержание мира наблюдателей или войска в районы конфликтов с целью ослабления напряженности и разъединения войск враждующих сторон. За все время существования ООН ее миротворческими силами было проведено около 40 операций по поддержанию мира.
3. Международный суд ООН - главный судебный орган - разрешает правовые споры между государствами с их согласия и дает консультативные заключения по правовым вопросам.
4. Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС). Он уполномочен проводить исследования, составлять доклады по международным вопросам и давать рекомендации ГА.
5. Секретариат ООН - обеспечивает надлежащие условия для деятельности организации. Его возглавляет главное административное должностное лицо - генеральный секретарь ООН.
Кроме того, ООН имеет ряд собственных специализированных учреждений - международных межправительственных организаций по экономическим, социальным и гуманитарным вопросам (ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МВФ, МОТ, ЮНИДО и другие), связанных с ООН международными соглашениями. Большинство членов ООН - участники специализированных учреждений ООН.
В общую систему ООН входят также автономные организации, такие как Всемирная торговая организация (ВТО) и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
Официальные языки ООН и ее организаций - английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.
Совет безопасности и право вето
В концепции и структуре ООН есть немало противоречий, заложенных в них исторически. Все-таки ООН - это организация, созданная во время мировой войны, к тому же с момента ее создания прошло уже несколько десятилетий, и, как любая организация, она должна реформироваться и меняться.
Больше всего копий с момента создания ООН было сломано по поводу Совета безопасности и, особенно, из-за права вето, которым наделены постоянные члены Совбеза.
В настоящее время в состав Совета входят 15 государств-членов - 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Такой порядок установился после утверждения поправки в Уставе ООН в 1963 году, до этого в Совет входило 6 непостоянных членов. Согласно резолюции от 17 декабря 1963 года, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно: пять - от государств Африки и Азии, один - от государств Восточной Европы, два - от государств Латинской Америки и два - от государств Западной Европы. При принятии решений требуется 9 голосов из 15, включая единогласие всех постоянных членов. Это означает, что каждому из пяти постоянных членов СБ принадлежит право вето в отношении решений Совета.
Идея постоянных членов, у которых будут приоритетные права по сравнению со всеми остальными, была внесена президентом США Рузвельтом. В 1941 году он предложил план мирового устройства после Второй мировой войны, который назвал «Четыре полицейских». Президент США хотел, чтобы в будущей организации Объединенных наций власть была сосредоточена в органе, который сегодня называется Советом Безопасности ООН, и которым должны управлять четыре крупные державы: США, Великобритания, СССР и Китай. Первоначально Рузвельт предполагал, что будет достаточно союза США и Великобритании, но по ходу войны осознал необходимость более широкой коалиции. Премьер-министру Великобритании Черчиллю не нравилась идея придания Китаю статуса великой державы, он считал, что приоритет должны иметь европейские страны, потому, с учетом его мнения, окончательный «План Объединенных Наций по организации мира» включал предоставление статуса великой державы Франции, которая также стала постоянным членом Совбеза.
Пять постоянных членов Совета безопасности ООН обладают правом вето, которое позволяет им отвергать проект любой содержательной резолюции Совета Безопасности ООН. Хотя Устав ООН не содержит прямых упоминаний о праве вето, однако пункт 3 статьи 27 Устава определяет, что решения по всем вопросам, кроме процедурных, считаются принятыми, когда, в числе прочего, «за них поданы <…> совпадающие голоса всех постоянных членов Совета». Таким образом, голос постоянного члена Совета, поданный против рассматриваемого решения, является, в сущности, наложением вето.
Идея с постоянными членами, обладающими правом вето, возникла из желания учесть ошибки предыдущей аналогичной организации - Лиги Наций, где право вето имел каждый член Совета, что в итоге привело к неработоспособности организации.
Вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности рассматривался на конференции четырех держав в Думбартон-Оксе и затем в Ялте, куда Китай не пригласили. Но и на конференции 50 стран в Сан-Франциско вопрос о праве держав «большой пятерки» накладывать «вето» на решения Совета Безопасности вызвал крайне острые и длительные прения. Так, остальные страны вполне обосновано опасались, что, в случае угрозы миру со стороны одного из постоянных членов Совбеза, он не сможет принимать надлежащие решения. Тем не менее, было продавлено решение, принятое четырьмя державами и присоединившейся к ним Францией.
Применение права вето прошло несколько различных этапов, отражающих изменение политического баланса в Совете Безопасности. С 1946 по 1969 год большинство в Совете Безопасности было на стороне США, которые не накладывали вето, потому что выигрывали все голоса. Чтобы заблокировать резолюции западного большинства, Советский Союз наложил 93% всех вето. Франция и Великобритания иногда использовали право вето для защиты своих колониальных интересов, а Китайская Республика применила право вето только один раз.
В 1960-е годы, когда деколонизация расширила членский состав Организации Объединенных Наций, новые независимые страны третьего мира часто голосовали против западных держав, из-за чего Соединенные Штаты стали прибегать к вето. После первого вето США в 1970 году советский посол заявил: «Используя свое автоматическое большинство, вы навязывали свою волю другим и засовывали ее им в глотку. Но теперь времена изменились». С 1970 по 1991 год США наложили 56% вето, иногда к ним присоединялись французы и британцы. Советский Союз наложил меньше вето, чем любая из западных держав, а Китайская Народная Республика применила вето только один раз.
После окончания холодной войны в Совете Безопасности наступил короткий период гармонии. Период с 31 мая 1990 г. по 11 мая 1993 г. был самым продолжительным периодом в истории ООН без применения права вето. Использование права вето возросло в начале XXI века, в первую очередь из-за гражданской войны в Сирии. Чаще всего право вето применяла Россия, за ней следуют США и Китай. Франция и Великобритания не применяли право вето с 1989 года. По состоянию на февраль 2022 года Россия/СССР применили право вето 120 раз, США - 82 раза, Великобритания - 29 раз, Франция - 16 раз, Китай - 17 раз.
В сентябре 2014 года Франция выступила с инициативой добровольного и коллективного отказа постоянных членов Совбеза от использования права вето в тех ситуациях, когда речь идет о таких массовых злодеяниях как геноцид, преступления против человечности или военные преступления, совершаемые в массовых масштабах. Но Россия и США выступили против ограничения права вето.
Особенно очевидно несправедливость и архаичность механизма вето проявилась в 2015 году, когда из-за вето Российской Федерации Совбез ООН не смог принять резолюцию о создании трибунала по катастрофе малайзийского «Боинга», в которой погибли 298 человек. Тогда многие эксперты высказались за то, чтобы право вето в Совбезе ООН было отменено.
«Реформа ООН давно назрела. Выведенное из опыта Второй мировой войны право вето пяти стран устарело. Но уже набившие оскомину требования его отмены в зале заседаний Совбеза не были услышаны. Трудно ожидать, чтобы США, Великобритания, Франция, Россия и Китай добровольно отказались от своих прерогатив. На любое предложение об отмене права вето они тут же наложат свое вето», - писал политический обозреватель DW Геро Шлис (издание включено в реестр иноагентов,
ссылка - на материал СМИ-иноагента).
Получается замкнутый круг, о котором высказался председатель 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН датчанин Могенс Люккетофт. Он заявил, что постоянным членам Совбеза следует перестать использовать право вето и искать взаимоприемлемые решения острых проблем, пояснив при этом, что «невозможно лишить члена Совбеза ООН права вето, это прописано в Уставе ООН, а Устав можно изменить только при единогласном решении пяти постоянных членов Совбеза».
Исключить нельзя оставить: мнения экспертов
Исключить Российскую Федерацию, занявшую место СССР в Совете Безопасности ООН, до недавнего времени казалось невозможным. На любое подобное решение Россия наложит свое вето. Тем не менее, Украина, кажется, не намерена отступать, и все большее число экспертов в области международного права (конечно, среди них преобладают украинцы) высказывают мнение, что юридические возможности это сделать есть.
Александра Матвийчук - украинская правозащитница, глава «Центра гражданских свобод», который стал в этом году лауреатом Нобелевской премии мира вместе с российским «Мемориалом» (организация внесена в реестр иноагентов, ее деятельность на территории РФ прекращена по решению суда) и председателем белорусского правозащитного центра «Весна» Алесем Беляцким, считает, что для исключения России «есть возможность голосования на Генеральной ассамблее ООН, но это означает, что мы должны собрать не менее 2/3 голосов стран за исключение». По убеждению нобелевского лауреата, «это нужно сделать, потому что система, которая была создана после Второй мировой войны ее победителями, дала странам - отдельным - неоправданные индульгенции, которые они начали использовать так, что это вообще идет вразрез со всеми нормами и духом Устава Организации Объединенных Наций. То есть, нам нужно, чтобы страны-участницы Генеральной ассамблеи сказали: нет, эта архитектура не работает, этот Совет безопасности не выполняет свои функции, он не гарантирует безопасность, он даже не способен решить вопрос помощи людям и наказания военных преступников».
В дипломатических кругах пока сомневаются в возможности такого голосования в ближайшее время. 28 декабря в эфире радио ERR замминистра иностранных дел Эстонии Мярт Вольмер
заявил, что Эстония - один из наиболее активных сторонников Украины в вопросах, касающихся изоляции России на международной арене, и инициатива по исключению РФ из ООН в числе таких вопросов. Однако «в данном случае надо учитывать, что очень большой международной поддержки у Украины по этому вопросу, к сожалению, нет», - добавил он.
Но первый шаг Украина уже сделала, процесс обсуждения на международном уровне запущен. То, что эта тема поднята в информационном пространстве, уже в некоторой степени делегитимизирует присутствие российской делегации в ООН. К позиции Украины в мире сейчас активно прислушиваются. Об этой проблеме говорят и в Евросоюзе, и в Конгрессе США.
Так, президент Европейского совета Шарль Мишель считает необходимым разработать механизм приостановления членства в Совете Безопасности ООН. В
интервью Алексею Венедиктову (включен в реестр иноагентов) на вопрос: «Говорят, что Россию нужно исключить из ООН, забрать у нее право вето. Что вы думаете про это?» - он ответил так:
«Думаю, что в международном праве есть изъян, раз постоянный член Совбеза ООН, и это в случае с Россией, нарушает вопиющим образом международное право. С моей точки зрения, следовало бы установить механизм приостановки членства, я не говорю о полном исключении России, но как минимум приостановки членства России в Совете безопасности. На данный момент это невозможно, это приведет в тупик сам концепт безопасности ООН. Впрочем, мы хорошо видели, что до начала этой войны концепт безопасности ООН уже сильно барахлил и имел немало трудностей в функционировании при разрешении больших международных проблем.
Так что я среди тех, кто считает, что рано или поздно реформа функционирования ООН будет обязательной, например, чтоб лучше учитывать баланс современного миропорядка. Мы видим, например, что африканский континент очень мало или очень плохо представлен в структурах ООН, то же самое можно сказать и про Латинскую Америку. И думаю, что однажды наступит обсуждение глубокой реформы системы ООН».
В Конгресс США внесена
резолюция с призывом инициировать процесс исключения России из Совета Безопасности ООН. Ее авторы - члены Палаты Представителей Стив Коэн и Джо Уилсон - заявили, что Россия совершила «вопиющие нарушения» Устава ООН, которые ставят под сомнение ее право занимать место в Совете Безопасности.
Немногим ранее с инициативой реформирования Совета безопасности ООН выступила постоянная представительница Соединенных Штатов при ООН Линда Томас-Гринфилд. «Мы не должны поддерживать устаревший статус-кво. Вместо этого мы должны проявить гибкость для компромисса во имя ответственности», -
заявила госпожа Томас-Гринфилд.
Эксперт по международному праву Глеб Богуш так прокомментировал это заявление: «Все, что говорит постоянная представительница США при ООН Линда Томас-Гринфилд, безусловно, соответствует действительности, нельзя грешить против истины. Но мне кажется, что это политическое заявление. До последнего времени США не присоединялись к такого рода инициативам».
«Юридически без коренного изменения устава ООН, то есть фактически без основания новой организации, лишить Россию права вето практически невозможно», - считает Богуш.
«Последние годы мы просто находимся в рамках аномальной, нездоровой ситуации по ряду направлений: это не только Украина, но и, например, Сирия. Но Совбез - по-прежнему влиятельная институция. Там решаются вопросы по санкциям, по ядерной тематике и другим. Нельзя ограничивать всю деятельность ООН одним конфликтом. Но пока есть проблема. Совет безопасности обладает огромными правами, возможностями и ответственностью. Он единственный орган, который может принимать обязательные решения принудительного характера для всех стран. Конечно, реформа необходима. Но об этом говорят с самого появления ООН», -
резюмировал юрист.
Бывший министр иностранных дел Украины Павел Климкин настроен более оптимистично, он уверен, что положительные сдвиги есть. Ранее, говорит Климкин, возможность ограничить право вето России в Совете Безопасности ООН воспринималась как ненаучная фантастика, а теперь на эту тему ведется профессиональная политическая дискуссия.
Климкин также считает, что современная ООН нуждается в перезагрузке. Такая перезагрузка означает и изменение нынешнего состава Совбеза. «Такой революционный подход пока не имеет поддержки двух третей. Но опять же, я считаю, что лед тронулся, дискуссия началась, и это очень положительно. <...> На самом деле рычаги влияния есть, пока желания нет их на сто процентов применять, но движение пошло», -
убежден экс-министр иностранных дел Украины. Может быть, опытный дипломат прав?
*****
Мы живем в стремительно меняющемся мире, и то, что недавно казалось невозможным, вдруг становится неизбежным. «Чтоб ты жил в интересное время!» - пугает старинное китайское проклятие. Наше время оказалось слишком интересным, настолько, что уже очень хочется поскучать. Но с другой стороны, вариантов будущего становится так много и оно так непредсказуемо, что возможно все. В том числе и хорошее. Поэтому, вопреки и несмотря на окружающую действительность, будем надеяться на лучшее. Тем более перед Новым годом. С наступающим вас, дорогие читатели!
30 декабря 2022 года
Источник:
https://republic.ru/posts/106714