О, да, чудное место! Часто вспоминаю его для "поднятия настроения"!
Оригинал взят у
hist89 в
Херсонес Таврический На днях я приехал из Крыма. Отдыхал там немного, всего 6 дней, но как и в прошлом году впечатления неизгладимые. Места там поистине сказочные. Одним из пунктов нашего путешествия был Херсонес Таврический. Это всколыхнуло прошлогодние впечатления, и я решил их опубликовать:
Сентябрь. Здесь еще не слышали, что кончилось лето. На улице +30. Солнце уже катится к горизонту. Иду кипарисовой аллеей к руинам древнего города Херсонеса. Кругом дома, которые выбелило Солнце и развешенное бельё. Тихо. Хоть люди и ходят, такое ощущение, что я один на аллее.
Встреча. Справа равноапостольный князь Владимир в полный рост и несколько прохожих. Прошу сфотографировать. По другую сторону дороги ворота с Андреевским флагом. Чернофлотцы. Теперь они не временщики, а у себя дома.
И вот за поворотом - он, древний город греков. Захожу. Если вы ждёте циклопических форм, то здесь вы их не найдёте, хотя остатки двойной крепостной стены внушительны: до 6 метров. Укрепления для того времени сильные . Серо-коричневые камни подогнаны так, что не вставить лезвие. Между стенами целая улица. Ступаешь на неё и уже чувствуешь себя перемахнувшим на пару тысячелетий назад.
Чудятся люди в белых хитонах, полуголые загорелые рабы с кувшинами, женщины, сопровождаемые мужчинами, древние старики. Доносятся звуки незнакомой речи, перекрики. Прислоняюсь к стене. Теплая… А рядом веет холодом пристроенный склеп. Вскрикнув, пролетела чайка. Грёзы развеялись.
Иду дальше. Выхожу на мыс к морю. Греки знали, где строить города... Крепостная стена только со стороны суши и удобной гавани, а с другой крутой стеной обрыв и острые камни омываемые волнами. В гавани купаются люди, вода здесь тихая. Отсюда красивый вид на Севастополь.
В центре древнего города современный собор св. Владимира.
Он был возведен на месте самой большой базилики, в которой и крестился наш Великий князь. Собор соседствует с остатками колонн греческого храма.
Переплетение времён и истории. Иду по главной улице к морю. Тут был еще один храм. Кажется, что дохристианский. Может быть, здесь древние жрецы воздевали руки к небу и морю и молили о милости Зевса или Посейдона. Стою и гляжу в бескрайнюю даль. Так человек глядел в море и тысячу и две тысячи лет назад. Вечное, могучее, манящее - Скифское, Русское, Черное море...
С моря дует теплый, солёный ветер. Ласкает лицо, треплет волосы. Чарующая картина. С трудом отрываюсь и сворачиваю на другую улицу. От домов остались фундаменты и немного кладки. Жили греки в малогабаритных, но хорошо сложенных двухэтажных "квартирах". Первый этаж мужской - каменный, второй женский - деревянный. "Древнегреческую" улицу сменяет более поздняя - "византийская". Дома тут сохранились гораздо лучше: окна, колонные, дверные проёмы, подвальные помещения. Здесь кругом уже много людей. Эти "молодые" полуторотысячные развалины пользуются большим успехом. По берегу стена, а в море, сложенная неправильным кругом крестильня для рабов. Там тоже купаются. На берегу обрыва сидит девочка и смотрит в море. Не знаю почему, но я не могу оторвать от неё глаз.
Чайки пролетают так близко, что можно разглядывать их белые перья и серые переливающиеся спины. Вокруг разливается мягкий цвет заката. Всё вещи обретают розовой оттенок, и всё какое-то щемящее, близкое, теплое. По улочкам голышом бегают загорелые дети. Они лазают по стенам, прячутся за колоннами базилик, кидают камешки... Девушка фотографируется в сохранившимся входе в храм. Ветер развевает её красное платье и белокурые волосы, а Солнце высвечивает точеную фигуру. Я тоже не удерживаюсь и фотографирую её. Она смеётся. Я тоже.
Тут и там художники: рисуют эти потрясающие пейзажи.
А я не могу передать краски словами и фотоаппарат тоже не очень в этом силён. Я могу их только жадно хватать глазами. Все это бьет меня в грудь теплыми приливоми и обвалакивает сердце. Алые лучи пронизывают кожу и сам ты будто светишься изнутри. Вдруг всё сложилось, заволновалось душа, и я слышу, да слышу, как пробивается сквозь толщи скорлупы обыденности и рутины. Где-то внутри. Заиграла музыка. Музыка Жизни. И захотелось бежать и смеяться как дети. Захотелось расцеловать девушку, обнять каждого художника, прислонить ладонь к каждому камню и петь гимн морю и жизни. Я сижу и на глаза наворачиваются слезы. От счастья.
Хватаю последние лучи и прижимаю их к груди.
Остановись мгновение! Остановись!
А далеко в море, по волнам плывёт белый парусник.
Теперь уже в сердце.