Для памяти из архива

Sep 26, 2022 21:33


... резкое противодействие властей встречала любая попытка творческой интеллигенции вырваться из уз­кого круга, дозволенного цензурой. Так, в 1979 г. был са­модеятельно издан литературно-художественный альманах «Метрополь» с участием В. П. Аксенова,

А. Г. Битова, Ф. А. Искандера, В. Ерофеева и др. Альманах носил под­черкнуто аполитичный характер, однако власти восприня­ли его как вызывающую антисоветскую акцию. Расплатой для авторов альманаха стал многолетний запрет на публи­кации в СССР.

Наиболее заметные достижения советского кинематогра­фа были связаны с экранизацией классики. Выходят в про­кат фильмы режиссеров С. Ф. Бондарчука («Война и мир»), И. А. Пырьева («Братья Карамазовы»), А. Г. Зархи («Анна Каренина»), Л. А. Кулиджанова («Преступление и наказа­ние»), Г. М. Козинцева («Гамлет», «Король Лир»). Появля­ются новые талантливые киноленты, посвященные велико­му подвигу народа в годы Великой Отечественной войны («А зори здесь тихие» режиссера С. И. Ростоцкого, «Вос­хождение» Л. Е. Шепитько, «Двадцать лет без войны» А. Г. Германа).

Всенародную любовь завоевали остроумные, со скрыто социальным содержанием комедии Л. И. Гайдая («Опера­ция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»,«Иван Васильевич меняет профессию») и Э. А. Рязанова («Ирония судьбы...», «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово...»), сохранившие свою по­пулярность до наших дней. Также любимы сегодня создан­ные в те годы фильмы мелодраматические, посвященные жизненным коллизиям обычных людей (фильм «Москва слезам не верит» режиссера В. В. Меньшова, получивший престижную премию «Оскар», «Осенний марафон» Г. Н. Данелии), фильмы остросюжетные («Семнадцать мгновений весны» Т. М. Лиозновой, «Место встречи изменить нельзя» С. С. Говорухина, «Белое солнце пустыни» В. Я. Мотыля, «Мертвый сезон» С. Я. Кулиша). В то же время ленты при­знанных в мире режиссеров, работающих в пугающем вла­сти стиле интеллектуального кино (А. А. Тарковский, А. Н. Сокуров и др.), не имели широкого проката или во­обще откладывались на полку.

Казалось, наиболее твердо позиции «социалистического реализма» удерживались в изобразительном искусстве. Га­лереи и выставочные залы были заполнены официально пафосными или созерцательно-фотографическими полотнами. Но именно здесь ярко заявило о себе искусство неофициаль­ное, нонконформистское.

Листок из трудов историков-искусствоведов. «В среде «не­официальных» художников родилось новое направление - москов­ский концептуализм. Его называли «искусством идей». Концептуа­листы (И. Кабаков, В. Пивоваров, Э. Булатов, Д. Пригов, И. Чуй­ков) пытались воспроизвести в художественном творчестве «мир идей», а не окружающую среду. Большую роль в их произведениях играли текст, словесный комментарий, часто парадоксального содер­жания. Художники словно стремились выйти за рамки картины и создать на холсте «пространство свободы»... Заметное место в твор­честве концептуалистов занимала инсталляция - пространственная композиция, сконструированная из разных материалов и бытовых предметов. Нетрадиционные для того времени художественные сред­ства использовались для выражения мироощущения автора. Важной темой концептуального искусства становится человеческое одиноче­ство и бессмысленность бытия. Инсталляция Кабакова «Человек, улетевший в космос» (1986) приобрела мировую известность. В на­чале 1970-х гг. художники В. Комар и А. Меламид выступили с ху­дожественным проектом, получившим название соц-арта (по анало­гии с популярным на Западе течением в современном искусстве - поп-артом). В качестве изобразительных средств они ис­пользовали широко известные образы и символы советской эпохи, пропагандистские материалы и простейшие предметы быта. Идеалы социализма превращались в рамках такого подхода не только в пред­мет иронии. Они низводились до бытового уровня, до абсурда».

Расцвет переживает театральное искусство. На авансце­ну выходит плеяда талантливых драматургов: А. М. Воло­дин, А. И. Гельман, Г. И. Горин, М. М. Рощин, М. Ф. Ша­тров и др. Особо востребованными временем оказались пьесы А. В. Вампилова «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске». Их отличал напряженный поиск высоких нравственных начал в жизни «маленького», обыкновенного человека в эпоху растущего разочарования в общественных идеалах, отчуждения и равнодушия. Боль­шой популярностью пользовались театральные постановки произведений русских классиков. Их персонажи - «лиш­ние люди», карьеристы, взяточники, бюрократы - получа­ли злободневное звучание, ибо слишком многое напомина­ло зрителям реалии советского общества. Новым явлением в сценографии стали спектакли режиссеров О. Н. Ефремо­ва и Г. Б. Волчек в театре «Современник», М. А. Захарова в Театре им. Ленинского комсомола, Ю. П. Любимова в Те­атре на Таганке, А. Ф. Эфроса в Театре на Малой Бронной, Г. А. Товстоногова в Ленинградском Большом драматичес­ком театре. Нередко и эти признанные в мире мэтры встре­чали запретительные меры властей.

На сцене классических музыкальных театров впечатля­ющих достижений добились оперные певцы И. К. Архипо- ва, Г. П. Вишневская, Е. В. Образцова, В. А. Атлантов, Е. А. Нестеренко. Мировую славу советского балета приум­ножали своим вдохновенным творчеством Г. С. Уланова, М. М. Плисецкая, М. Э. Лиепа, Е. С. Максимова, В. В. Ва­сильев. В сокровищницу балетного искусства вошли такие постановки, как «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Ле­бединое озеро» П. И. Чайковского, «Ромео и Джульетта» и «Каменный цветок» С. С. Прокофьева. Тепло были встрече­ны и балеты на музыку современных композиторов: «Спар­так» А. И. Хачатуряна, «Легенда о любви» А. Д. Меликова, «Ангара» А. Я. Эшпая и др.

Веяния времени, несовместимые с официальными кано­нами, стали все заметнее влиять на музыкальное творчест­во. С конца 60-х гг. заявили о себе композиторы-авангар­дисты А. Г. Шнитке, Э. В. Денисов, С. А. Губайдуллина и др. В их произведениях за внешней какофоничностью (резкими и прерывистыми музыкальными фразами, алогич­ностью и повторами) проступала внутренняя гармония, со­звучная окружающему миру, полному драматических про­тиворечий. Официальная печать критиковала эти сочинения за вызывающий стиль и «безыдейность», и они с трудом пробивали дорогу к слушателям. Зато поощрялось развитие легкого, отвлекавшего людей от тягостных раздумий эст­радного искусства. И здесь появляется плеяда талантливых исполнителей, песням которых отзывчиво внимала массовая аудитория. Кумирами молодежи стали многочисленные вокально-инструментальные ансамбли («Песняры», «Самоцве­ты», «Веселые ребята» и др.). Но в их потоке не терялись и неформальные группы («Машина времени», «Аквариум», «Наутилус Помпилиус», «Кино» и др.), искавшие слушате­лей для своих песен-размышлений в кругах студентов и мо­лодой интеллигенции.

Яркой чертой культуры тех лет стала так называемая «магнитофонная революция». На домашних магнитофонах воспроизводились записи выступлений сатириков, песен Б. Ш. Окуджавы, А. И. Галича, В. С. Высоцкого, не разре­шенных к публичному исполнению.

Я никогда не верил в миражи.

В грядущий рай не ладил чемодана.

Учителей сожрало море лжи

И выбросило возле Магадана...

И нас хотя расстрелы не косили,

Но жили мы, поднять не смея глаз.

Мы тоже дети страшных лет России -

Безвременье вливало водку в нас.

(В. С. Высоцкий, конец 70-х гг.)

Давящая духовная атмосфера, создаваемая консерватив­ным руководством СССР, вынуждала талантливых предста­вителей художественной интеллигенции покидать пределы Родины. Из СССР на Запад уехали писатели В. В. Аксенов, В. Н. Войнович, В. П. Некрасов, поэты И. А. Бродский, А. И. Галич, Н. М. Коржавин, режиссеры Ю. П. Любимов и А. А. Тарковский, художники В. А. Комар и А. Д. Ме- ламид, скульпторы Э. Неизвестный и М. Шемякин, компо­зиторы А. Г. Шнитке и Э. В. Денисов, немало других вид­ных деятелей отечественной культуры. В итоге советское общество получило вторую волну творческой эмиграции, продолжившую свободолюбивые традиции русского зарубе­жья послереволюционной поры.

За внешним благополучием в сфере народного образо­вания и науки (в 1966 г. был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию; значительно - с 65,3% в 1970 г. до 87% в 1984 г. - выросла доля лиц с высшим и средним, полным и неполным, образовани­ем, намного больше стало научных учреждений и т. п.) скрывалось все более серьезное отставание от требований времени, научно-технического прогресса. Внедрение са­мых передовых разработок отечественных ученых, даже в таких щедро финансируемых отраслях, как военная промышленность и космонавтика, сковывалось техниче­скими возможностями советской экономики.

Много лучше обстояли дела в области физической культуры и спорта. Для их развития была создана мощная материальная база. К середине 70-х гг. в СССР действовали свыше 4 тыс. стадионов и бассейнов, десятки тысяч спортивных залов, детско-юношеских спортивных школ и секций. Регулярно проводились массовые Всесо­юзные детские соревнования по разным видам спорта («Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Белая ладья»), военно-спортивные игры («Зарница» и «Орленок»). Среди ведущих спортивных обществ стра­ны наибольшей известностью пользовались «Спартак», «Динамо», ЦСКА, «Локомотив», «Зенит». Сборные команды СССР с неизмен­ным успехом выступали на олимпиадах и мировых чемпионатах. Свой богатый опыт спортивной борьбы передавали юным физкуль­турникам сотни чемпионов мира и Олимпийских игр, добившихся в разные годы блестящих побед. Среди них футболисты Л. Яшин и Н. Старостин, хоккеисты В. Третьяк и В. Харламов, лыжники Кузин и Г. Кулакова, конькобежцы Е. Гришин и Е. Скобликова, атлеты П. Болотников и Ю. Власов, гимнасты Л. Латынина и Бубка, пловцы Г. Прозуменщикова и В. Сальников, фигуристы И. Роднина и А. Зайцев, многие другие выдающиеся спортсмены и тренеры. Еще в 1948 г. чемпионом мира по шахматам стал М. Бот­винник. В последующие годы шахматную корону уверенно удержи­вала плеяда талантливых советских гроссмейстеров: М. Таль, Т. Петросян, В. Смыслов, Б. Спасский, А. Карпов, Г. Каспаров.

КГБ, Литература, Политика, История

Previous post Next post
Up