Неизвестные страницы истории

May 02, 2020 08:44

Зародившееся в последней четверти XIX века в России рабочее движение являлось лишь одной из составных частей оппозиционного «противоправительственного»  движения в империи. Актуальность вопроса о зарождении и развитии пролетарского движения в российской империи столь велика и очевидна, что Институт российской истории РАН на протяжении ряда лет выпускал сборники архивных материалов «Рабочее движение в России. Хроника. 1895 - 1917 годы» [1].
       Однако зарождение рабочего движения в России, находившегося под пристальным надзором полиции империи, началось значительно раньше. Об объективном росте рабочего движения свидетельствует тот лишь факт, что только в 1875 - 1879гг. произошло 165 волнений и стачек фабрично-заводских рабочих, из них 98, или более 59%, приходились на 1878 - 1879гг. [2].
      Рост протестного, в том числе и рабочего движения в империи, привел впоследствии бывшего председателя Совета министров империи С. Ю. Витте к тому справедливому выводу,  что «все революции происходят оттого, что правительства вовремя не удовлетворяют назревшие народные требования,  остаются глухими к народным нуждам».
        Кружки самообразования и самоорганизации рабочих, стали, по сути, праобразами будущих политических партий. И именно эта альтернативно-оппозиционная направленность их деятельности вызывала со стороны государственной власти суровые кары за инакомыслие и «недозволенную» социальную активность их членов.
       Однако под натиском рабочего движения правительство в 1897 г. было вынуждено принять закон, впервые законодательно ограничивавший рабочий день 11,5 часа.
      Отметим, что реализм мышления отнюдь не был чужд и некоторым представителям охранки. В ответ на требование штаба Отдельного корпуса жандармов,  адресованное начальникам губернских жандармских управлений в ноябре 1900 г. о представлении «своих соображений относительно изменений организации и порядка   деятельности» этих учреждений, начальник Воронежского губернского жандармского управления полковник Н.В. Васильев писал: «Убить идею нельзя. Эволюция человеческой мысли совершается безостановочно, неудержимо трансформируя взгляды, убеждения, а затем и социальный строй жизни народов. История революционных движений учит нас, что остановить ход крупных исторических событий невозможно, как невозможно человеку остановить вращение Земли. Но та же история приводит на своих страницах слишком полновесные доказательства того, что пионеры революции, полные энергии и увлечения, всегда бывали утопистами и в своей борьбе с общественной косностью, в своем стремлении воссоздать новые формы жизни, обыкновенно не только не содействовали прогрессу своей Родины, но нередко служили тормозом правильному ходу развития общественного сознания. Роль пионеров в истории осуждена самой историей. Человечеству свойственно заблуждаться, и передовики-теоретики, как бы ни были, по-видимому, идеальны их стремления, не были и не будут истинными вождями народа…» [5].
Как бы ни казалось это парадоксальным, но о маевках, стачках и демонстрациях 1 мая 1890 - 1900 годов в России не упоминалось даже в «Кратком курсе Истории ВКП(б)». Объясняется это, по-видимому, тем обстоятельством, что эти рабочие выступления имели «внепартийный» характер и только весьма опосредованно были связаны с зарождающимися социал-демократическими организациями.

См.: http://samlib.ru/h/hlobustow_o_m/rabdv.shtml

Образование, Политика, История

Previous post Next post
Up