Не по лжи?

Jan 21, 2018 15:45

2018 г. вполне ожидаемо был объявлен "годом Александра Солженицына", поскольку 11 декабря исполнится сто лет со дня его рождения.
И данный юбилейный год получит, несомненно, больший размах, нежели юбилейные года Александра Пушкина или Михаила Лермонтова. Потому, что довольно навязчиво методами манипуляции навязывается нам мысль о том, что "в изменившихся условиях именно Солженицын стал для нас - "наше все".

Сегодня, безусловно, мало кому памятен и известен тот факт, что еще до первой, парижской  публикации "Архипелага "ГУЛАГ" (декабрь 1973 г.), Александр Солженицын выступил с мини-статьей "Жить не по лжи!", в которой призвал современников "не поддерживать и не участвовать во лжи". Думается, об этой заповеди и "кредо" писателя не вредно вспомнить и сегодня, во времена постправды (послеправды) и непрекращающихся попыток переиначить нашу историю в соответствии с зарубежными "учебными программами".

Казалось бы, после первой отечественной (в "Новом мире", 1989 г., сентябрь-декабрь) публикации "Архипелага "ГУЛАГ" критике нашей и стоило бы поподробнее присмотреться к этим бывшим ранее апокрифическими страницам. Да не тут-то было....

"В историческом труде, - а именно таковым и считает "Архипелаг..." его создатель, - писал известный в прошлом и ныне почти забытый, о причинах чего подробнее мы скажем далее, историк Сергей Петрович Мельгунов, - критике подлежат не столько теоретические построения автора, вытекающие из его индивидуального мировоззрения, сколько та фактическая канва, на которой выводится определенный исторический узор. Только в этой плоскости из столкновений мыслей может родиться истина".

Процитированные слова С.П.Мельгунова писаны были в Париже в тридцатые годы по тому же самому поводу - в качестве методологического основания анализа и критики выпущенного во Франции сочинения одного из русских генералов. Интересно, согласны ли с подобным утверждением наши отечественные "светила" исторической науки. Бывшие и настоящие?

Читатель "Архипелага...", наверное, заметил, что в повествовании Солженицына активно действующей представлена лишь одна сторона - красная, чья злая воля-де только и определяла ход, содержание и направленность исторических событий. В этой связи и возникает зловещая фигура умолчания.

Констатируя этот факт и феномен "Архипелага...", я свой упрек адресую не Солженицыну, ибо это право автора, как видеть и как писать, если ты призываешь "жить не по лжи!", разумеется, сколько его адептам, апологетам и так называемым "представителям" исторической науки. Вы знали это, господа? Молчали? Значит вы, уважаемые, сознательно играли в "умолчание правды". Браво, господа! Спасибо за откровенность!

Однако вряд ли кто может серьезно поверить, что лишь один социальный субъект (партия большевиков) мог определять развитие событий на этапе потрясшего и разделившего страну социального противостояния. Но куда же подевались у Солженицына все эти Корниловы и Алексеевы, Красновы и Каледины, Юденичи и Дутовы, Миллеры и Колчаки, Врангели, Семеновы и Унгерны, Скоропадские, Петлюры и многие, многие другие, включая сюда также чехов и словаков, американцев и англичан, французов и японцев? Или не было их вовсе на российских просторах???

Между прочим, и многие из использованных Солженицыным источников, в частности и мемуары непосредственных участников тех далеких от нас событий, рисуют картину весьма отличную от той, что представляет читателям писатель, избравший своим кредо "жить не по лжи!". Сам автор "Архипелага..." скромно подчеркивал по этому поводу: "задача художника: дать свою картину, заразить (выделено мной) читателя".

Далее см.: http://samlib.ru/h/hlobustow_o_m/antiscin-1.shtml.
Предлагаемая вашему вниманию статья была включена в био-библиографический перечень работ, посвященных творчеству Александра Солженицына.

память, литература, послеправда, А.И. Солженицын, историческое сознание

Previous post Next post
Up